Темы: Воспитание детей, Дети, Первенец, Мира Вайсбин, Младшие школьники, Ссоры и драки
У нас в семье 4 детей. Старший — мальчик и ещё 3 девочки. Мальчик — 8 лет, а девочки 6, 5 и 3 года. Периодически (очень часто) повторяется одна и та же ситуация: девочки делают что-то не так, как хочет старший брат, и он взрывается криками, иногда кого-то может ударить, девочки, естественно, тут же начинают вопить, как будто их режут. В какой-то момент у жены (да и у меня) терпение заканчивается… Или другая ситуация: все хорошо, вдруг ни с того, ни с сего сын начинает приставать к сестрам — кого-то ущипнёт, кому-то скорчит физиономию, кому-то ещё что-то неприятное сделает (он знает, что надо сделать) — результат тот же, что и в первом случае. Причём он знает, что делает плохо, но справиться с собой не может, пока на него не надавишь. Давить не хочется, но просто уговоры и разговоры не помогают, так как он и сам головой всё прекрасно понимает. Иногда получается переключить его на что-то другое, а иногда — нет. Нам кажется, что он как будто держит себя в очень жесткий рамках и его иногда просто срывает с катушек. Но мы не понимаем, что надо изменить, так как нам кажется, что в доме у нас достаточно мягкая атмосфера, и когда сын в хедере — девочки (втроём), как правило, ведут себя достаточно спокойно, и уж, во всяком случае, не задевают друг друга, как он. Посоветуйте, что можно сделать, чтобы изменить поведение сына дома?
С уважением, N.
Уважаемый N.,
Представляю, как Вам неприятно видеть, что Ваш сын так вредничает и пристаёт. Наверное, сразу поднимаются мучающие вопросы: что мы не так делаем? В кого он пошёл? Что ему не хватает?.. И т.п.
Если я Вам скажу, что всё выглядит вполне нормально, Вы, наверное, ответите: «Но как же можно так жить? И девочки страдают от него, и вся домашняя атмосфера!».
Давайте попытаемся вместе понять, что происходит с ребёнком. Один из трудных моментов для всех нас в жизни, — это когда нам делают что-то не так, как мы хотели, ожидали, привыкли. Есть вероятность, что со временем, с течением жизни мы научимся более спокойно реагировать на то, что не всё происходит в соответствии с нашими ожиданиями, привычками, понятиями, потребностями. Есть люди, у которых этот процесс идёт легче, а другим — ох, как тяжело сдвигаться! От чего же зависит «характер протекания» этого процесса?
Во-первых, от меры естественного природного эгоцентризма (как правило, мужчины склонны к этому больше, чем женщины). Во-вторых, от меры нашей зрелости (ментальной взрослости).
И, в-третьих, от того, насколько мы удовлетворены, т.е. в какой мере получаем то, что нам необходимо. Получаем ли мы ту меру необходимого, которая сообщает нам определённую успокоенность, душевную «щедрость», позволяющую терпеть то, что нам неудобно.
Чем выше мера зрелости человека, тем больше его понимание того, что есть желаемое, а есть действительное (еш рацуй вэ-еш мацуй). Так он учится расширять своё Я и принимать расстояние между действительным и желаемым. Ребёнок незрел ментально (по определению), и зрелость приходит к нему постепенно с развитием его мозга, а мы, родители, терпеливо ждём, пока он «образумится» (мы делаем глубокий вдох, когда нашим детям 7—8 лет, а выдыхаем — к их 20 годам в лучшем случае).
Бывает, к сожалению, что у родителей терпения не хватает и процесс взросления затягивается надолго… Т.к. любое «форсирование» приводит к обратному результату.
Поэтому понимающие родители повторяют спокойно и однозначно, авторитетным тоном сотни раз повторенные истины и набираются снова и снова нескончаемого терпения. Откуда? — Хороший вопрос!
Может, есть где-то «бензоколонки» терпения? Если узнаете — сообщите мне тоже.
Но результат повторения — неизбежен и позитивен. Дети чувствуют, что их понимают, принимают такими, как они есть, и не осуждают — а только воспитывают. А это замечательно — т.к. в этом случае не складывается детское «отторжение», «восстание», желание «сделать назло», чтобы негативным путём притянуть к себе внимание (любовь) родителей.
Описанные бури бушуют в наших детях стихийно. Но есть ещё один «золотой ключик», с помощью которого можно открыть «потайное отверстие» и впустить «воздух», который разрядит напряжённую атмосферу. Это — дать ребёнку в больших количествах то, что ему необходимо. Спросите себя, может быть, ему не хватает ощущения того, что он — главный (лидер)? — Можно дать ему побольше почётных должностей в доме: ответственный за раздачу сладостей перед субботой, ответственный за покупку молока и т.д. А главное, вслух выдавать ему характеристики — положительные, уважительные и одобрительные. «Наш Янкеле ответственный за молоко — всегда есть молоко дома, представляете?» «Наш Янкеле потрясающе накрывает субботний стол!» или «…моет пол в своей комнате!»
Неважно, что именно вы найдёте, чтобы его «приподнять». Главное не очень строго его действия судить, даже если он не очень регулярно покупает молоко и забывает иногда. Надо сосредоточиться на удачах и помогать ему «создавать удачи». И на этом строить его значимость и свою веру в его силы. Это то, что обязательно увеличит его веру в собственные силы, его значимость в собственных глазах и позитивность.
В наших источниках сказано: «Возложи на его голову корону, тогда он захочет её оправдать». Потому что человеку очень не хочется расставаться с высоким статусом и доверием, и он будет напрягаться, чтобы их сохранить. Именно благодаря этому, сообщают нам мудрецы, из одного непутёвого мальчика вырос большой талмид хахам. Даже когда он сбрасывал корону с головы, ему её мудро возвращали.
Попытайтесь увеличить количество безусловной любви (естественно, любви на условиях — будешь хорошим, будем любить — он, такой приставучий, не всегда заслуживает). Кроме того, укоротить объяснения «что такое хорошо, и что такое плохо». Он и так всё понимает. Это только напрягает. Коротко и без нервов, но однозначно говорить: «Яаков, помни, сестричек — не трогать». Каждый раз, когда он преодолевает себя, премировать его чем-то маленьким, а в конце недели — чем-то большим (когда накопятся «очки»).
Важны одобрительные реплики родителей: «Хорошо», «Мне нравится», «Я тобой доволен».
Всё это должно придать ему сил и энергии, чтобы преодолеть свою потребность в «экшн» (сотворить что-то).
Ну и, конечно, при этом все родители знают, что там, где находятся мальчики, всё-таки остаётся озорство, применение силы. Поэтому ко всем этим «педагогическим приёмам» евреи присоединяют самое главное — ежедневную молитву о том, чтобы Творец помог и вся неуёмная энергия наших детей (особенно — мальчишек) пошла на Тору и мицвот. И чтобы росли «в здоровье души и в здоровье тела».
С уважением, Мира Вайсбин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону