Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Школа, Ссоры и драки
Шалом! Вопрос относительно моего шестилетнего сына (в семье несколько детей, барух Ашем — слава Б-гу, он один из «средних»).
Ребе (школьный учитель) сообщил моему мужу, что наш сын после учебы, ожидая автобуса на остановке, побил своего одноклассника вместе с другом из другого класса, после чего они не давали ему сесть в автобус домой. Эта информация пришла к ребе от папы жертвы, который узнал это от женщины, которая стала всему свидетелем и проводила мальчика до дома.
Мы с мужем были в шоке, т. к. с таким вообще никогда не сталкивались, да и сын наш… ну, это не в его стиле, да и вообще избитый мальчик — его друг. Я его расспросила, что было, он поначалу сказал, что это неправда, но быстро сознался и рассказал: кого, и с кем, и за что... Собственно говоря, ни за что... Побитый ребенок — мягкий и неагрессивный, и я верю, что он их не трогал, да и сын мой это подтвердил. Но до сих пор и мой сын не был драчуном…
Мы с мужем очень рассердились, решили, что устроим ему серьезное наказание, чтобы понял, что он пересек все грани, чтоб больше никогда такого не было. Но как правильно поступить, чтобы это дало правильный эффект? Наказывать? Или это мы русские родители — всё бы нам наказывать?
Я в растерянности, ясно одно — в нашей семье неприемлемо, чтобы кто-то кого-то вот так вот обижал… (Между собой они, конечно, ссорятся и дерутся день и ночь, но мне кажется, это нормально, хоть и невыносимо).
Т. к. реагировать надо было не откладывая, первым делом я отменила привилегию «возвращаться домой самому», которую он как большой мальчик получил в начале этого учебного года. Это, на мой взгляд, даже не наказание, а естественное последствие его поведения.
Второе: я спросила его, что, по его мнению, надо сделать. Ответ — попросить прощения. Мы купили (за его деньги) мороженое и пошли просить прощения. После этого он два дня не ходил гулять и был ограничен в сладостях. И, конечно, я ему 100 раз сказала, чтобы никогда такого не было.
Папа побитого мальчика сказал мне, что, как он понял по словам сына, главным обидчиком был второй мальчик, а мой сын «поддержал инициативу». Ребе сказал мужу, что у сына хорошее поведение в классе и ему кажется, что это влияние его друга. Да и нам так кажется.
Два вопроса:
1. Как я должна была ПРАВИЛЬНО поступить в этой ситуации?
2. Мы с мужем решили пока максимально ограничить его общение с этим другом, чтоб не было как «Шимон и Леви братья…»[i] (это сын наших хороших друзей, мы знаем, что мальчик у них хороший, но хулиганистый). Правильно ли это решение? И как правильно его озвучить сыну, чтобы не обидеть никого?..
Извините за длинное письмо. Заранее спасибо за ответ! N.
[i] «Шимон и Леви братья, орудия злостные их мечи… разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (Берешит 49:5, 7). Т. е. Шимон и Леви, действуя вместе, могут навлечь опасность на всю семью, поэтому их следует «разделить».
Уважаемая N.,
Это замечательно, что вы как родители хотите воспитать сына добрым и хорошим человеком.
Но степень строгости, с которой вы отреагировали на детскую ссору, — она чрезмерная. Вы понимаете, что ссоры детей дома нормальны, хоть и невыносимы. Так и ссоры и шалости с товарищами в школе — тоже нормальны.
Это не значит, что их не надо пресекать. Но не надо приходить от них в такой внутренний ужас, и не надо видеть в шестилетних детях злонамеренных агрессоров, которых нужно «остановить любой ценой».
Можно гарантировать, что, к сожалению, агрессивные игры время от времени будут случаться, поскольку это мальчики.
Что касается наказания, то послать ребенка извиниться с мороженым за его деньги — это правильное и умное наказание, а всё остальное — перегиб и насилие над ребенком.
Вместо этого должен был состояться «мужской разговор» между папой и сыном — о том, что только трусы пристают к слабым и бьют, а настоящие мужчины их всегда защищают. И вы как родители очень разочарованы его поведением и надеетесь, что он понял урок.
Лишить его права возвращаться домой самому — это, собственно говоря, транслировать ему: «Ты не мужчина». И за первый проступок такого рода это, безусловно, чрезмерное наказание.
Что касается лишения сладостей, то я вообще не понимаю, какая связь между тем, что ребенок нашалил, и тем, что у него забирают сладкое.
О втором вопросе: безусловно, Вы цитируете подходящий стих, и есть дети, которые вместе озорничают гораздо больше и ведут себя хуже, чем каждый в отдельности.
Но, так как Вы сами говорите, что этот мальчик — хороший и сын ваших друзей, то я бы поговорила с друзьями: возможно, им тоже стоит побеседовать со своим сыном о том, что нельзя обижать слабых.
Может, стоит поговорить с обоими детьми вместе о том, что раз они такие смелые и сильные, их задача — защищать слабых, а не, не дай Б-г, наоборот.
Но на этом этапе советую не разлучать их, а просто предупредить сына: если они вдвоем не умеют красиво играть, то в будущем вы действительно не позволите им играть вместе без наблюдения взрослых.
Надеюсь, ребенок понял: вам очень важно, чтобы он не позволял себе беспричинно обижать других детей. Но очень важно также говорить с ним теперь, после наказания, в положительном тоне.
То есть (раз уж вы чрезмерно строго отреагировали): вы были так возмущены потому, что, зная, какой он хороший мальчик, даже подумать не могли, что он беспричинно может побить слабого. И потому вы надеетесь, что это больше никогда не повторится.
(Если повторится, воспримите это в душе гораздо более спокойно и действительно вместе с ним обдумайте, что же надо сделать, чтобы такого не происходило).
Но повторю, Вы и сами пишете о реакции «русских родителей». Нельзя из первой провинности, пусть даже очень серьезной, делать преступление. Иначе ребенок может подумать, что наше мнение о нем — дурное, а это для него гораздо вреднее лишения сладостей.
С уважением и пожеланием видеть много радости от детей, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону