Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Деньги, Ложь, Школа, Страхи, Отношения со сверстниками, Кражи
Добрый день уважаемые раввины. У нас непростая ситуация. У нас 6 деток. И вот с одним из сыновей у нас непростая ситуация. Ему 7 лет. С детского сада он любил брать без спроса конфеты — и не только дома, но и в садике. Короче он у нас любитель сладкого. Дома убирали, всё супер, пошел в школу.
Уже пошел второй год. Первый год он вместе с учениками из своего класса начал ходить в магазины (убегали из школы на переменах), покупал сладости, брал у нас с мужем деньги из кошельков, ОК, увидали — запретили. Так он вытряс всю цдаку (копилку для пожертвований).
Мы вначале не обратили внимания, пока раввин не позвонил мужу и не спросил: у вашего сына каждый день — день рождения? Из разговора с сыном узнали, что из цдаки брал, ни копейки там не осталось, одна мелочь по 10 агорот. Убрали и цдаку. Разговаривали, объясняли. Решили сами покупать и давать в школу ему, чтобы он и друзей угощал. Давала по 2-3 шекеля на конфетки, чтобы покупал, когда накопит.
Помимо этого у него пошел конфликт с одноклассниками, что он перестал приносить деньги в школу (сумма была немаленькая, когда он цдаку вытряс), начали шантажировать и т. п. ОК. Поймала его, когда он прятал 200 шекелей: вытащил всё-таки у мужа из кошелька. Отобрала, объясняли, разговаривали. ОК, понял якобы. Поскольку конфликт в классе пошел, мы перевели в новый класс его в той же школе. Он учиться в классе бэт сейчас.
И тут я веду детей в садики и задержалась возле садиков, прохожу потом возле школы и вижу: мой бежит в сторону магазинов. Я за ним. В итоге он украл 3 упаковки мороженого. Наругала, и при мне он пошел — отнес обратно. Объясняла, разговаривала дома, он сказал, что они берут без денег и его подтолкнули, что можно.
И опять он с этими мальчишками из старого класса, они берут, воруют, и мой теперь с ними. А почему взял? — Его очередь была притаскивать. Я видела, что дети по утрам магазин обносят, продавец их гоняет, а иногда и делает вид, что не видит. Но мой сейчас начал из школы опять сбегать, и если я не даю денег, то ходит и бесплатно берет. И сколько раз он уже взял так, я не знаю.
Муж уже всё — даже разговаривать с ним не может. Он говорит, что понял, и вот — заново. И как его от этих мальчиков убрать? Что делать, мы вообще не знаем. Пока сладости (деньги-то брал на них), а потом что?.. Помогите: как объяснить, как разговаривать? N.
Уважаемая N.,
Могу понять, сколько переживаний стоит вам с мужем всё происходящее.
Но позвольте сказать что-то, что, возможно, немного Вас успокоит. Вопрос, который Вы мне задаете, — наиболее распространенный среди вопросов о воспитании детей, особенно, в наше время, когда у детей очень «большие глаза», хочется всего, а рамки они почти не признают.
Не то что я говорю «радуйтесь, что мальчик берет чужое», не дай Б-г, речь о другом: он вполне может вырасти нормальным человеком, несмотря на эти детские кражи. И не надо видеть его в фильме ужасов, который вы как родители прокручиваете в голове, в роли вора и уголовника в будущем, не дай Б-г.
Мое предложение покажется Вам парадоксальным: нет никакого смысла повторять объяснения на тему «воровать плохо», а «воровать цдаку это еще и дополнительный грех перед Всевышним». Всё это уже сказано и, как Вы видите, не подействовало.
Тут есть две главные проблемы, и их нужно решать параллельно. Если в школе такая атмосфера, что дети таскают чужое и воруют, то ребенок становится «частью» этой атмосферы и по-хорошему его отговорить от такого поведения нереально. То, что я предлагаю, — сказать ему, что вы готовы давать ему карманные деньги, которые он может тратить на сладости.
Но — на одном условии. Если он возьмет деньги без разрешения, кроме тех, которые вы ему дадите, то он должен будет вернуть, как принято по Галахе, двойную сумму. Так Галаха штрафует человека, который украл деньги.
Поэтому, если будет воровать, — будет выплачивать двойную стоимость украденного. Многих детей перспектива получить деньги в свои руки удерживает от новых попыток воровства, т. к. есть что терять.
С другой стороны, необходимо срочно обратиться в школу и выяснить, что же там происходит, что дети берут деньги и никто это не контролирует. Как может быть, что ребенок крадет деньги и никто его не останавливает?
Как может быть, что дети выбегают из здания делать такие «покупки» и никто их не останавливает, когда несложно договориться с охранником, чтобы их не выпускали? А если есть дырки в заборе, то ясно, что из соображений безопасности детей их надо заделать.
Важно переговорить и с другими родителями обо всей этой тяжелой ситуации и вместе обратиться к дирекции, т. к. ясно, что вы не посылаете ребенка в учебное заведение, чтобы он бесконтрольно совершал поступки, которые в ваших — как адекватных родителей — глазах абсолютно ненормальны.
Надеюсь, если обратится целая группа родителей, то разговор будет серьезный. Если же вы не хотите вмешивать других родителей, то придите и поговорите на эту же тему сами и настаивайте на том, что вы хотите убедиться: приняты меры для ограничения детского воровства.
Надеюсь, что вам удастся добиться вмешательства меламдим (учителей) и школы.
Возвращаюсь к своему совету о том, чтобы давать ребенку карманные деньги. Допускаю, что у вас может возникнуть ощущение: так он получит некую «награду» за воровство. Но дело в том, что, видимо, мальчик ваш еще не дорос до разговоров о моральных принципах — в том смысле, что, когда он ведет себя так же, как другие дети, это не вызывает у него угрызений совести.
А вот что касается денег, то их иметь заманчиво и риск потерять их может повлиять там, где не влияют призывы вести себя морально. А с возрастом, с Б-жьей помощью, нормы, которые прививаются дома, станут для него более понятными и естественными, и от него уже не надо будет добиваться того, чтобы он не брал чужого, такими методами.
С уважением и пожеланием видеть от сына много радости, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону