Темы: Наказание, Воспитание детей, Чрезмерная строгость, Ита Минкина, Методики воспитания, Ангел, Насилие
Шалом. У меня такой вопрос. В Мишлей 13:24 сказано: «Щадящий розгу свою ненавидит сына своего, а кто любит его, тот с детства наказывает его». Это получается, что можно бить детей? Заранее спасибо за ответ. N.
Уважаемый N.,
Спасибо за Ваш вопрос. Наверняка, многим родителям, знающим это изречение царя Шломо, было бы интересно разобраться, в чем тут дело.
Мы, в особенности, те из нас, кто пользуется переводом, часто понимаем слово «шевет» (שבט) как «розга». Именно так и написано в переводе. Но в книгах Мусара (еврейской этики) слово «шевет» часто используется в другом своем значении, как эквивалент слова «сила». Не физическая сила, а сила влияния. Это называется «шевет мусар» (שבט מוסר), то есть «сила этики», сила этического влияния.
Так что точное значение слов царя Шломо — не оставлять ребенка расти как сорная трава, искать пути привить ему нравственные ориентиры, думать, как это сделать.
На эту тему у царя Шломо есть и другое изречение, правда, оно пользуется меньшей популярностью у родителей, поскольку требует больше задумываться о методах воспитания: «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится» «ханох ла-наар аль пи дарко…» (חנך לנער על-פי דרכו... — Мишлей 22:6).
Именно «на путь его». У каждого юноши и каждой девушки есть свой индивидуальный путь, и родители должны воспитывать ребенка в соответствии с особенностями его личности.
То есть надо искать способ привить именно этому, конкретному, ребенку любовь к людям, к заповедям, к разумной жизни. И не нравоучениями, потому что, согласитесь, любой ребенок ненавидит нотации, а — используя изобретательность в воспитании.
Что, конечно, сложнее и требует большего напряжения умственных и душевных сил, чем раздавать подзатыльники под горячую руку или давать ремня, как это было принято там, где мы выросли, — и еще думать, что тем самым выполняем наставление царя Соломона...
Пишет рав Вольбе, выдающийся педагог и наставник: «Сказано в книге пророка Зхарьи: “…и взял себе два посоха, один назвал я Ноам (приятность), а другой назвал Ховлим (ранящие), и пас я овец этих” (11:7)». Есть посох, которым наказывают и ранят, а есть посох, который также служит для воспитания, но для воспитания удовольствием — «посохом Приятным»!
Нужно знать, что «посох Приятный» — это тоже посох (розга), но он не причиняет боли. Это поощрение, одобрение, похвала. Это тоже «шевет» или «макель» (посох, палка), но из контекста понятно, что это нельзя перевести как «розга» или «посох», но можно — как «сила», «влияние», «воздействие». Позитивная сила в воспитании.
Невозможно представить, насколько разрушительно для ребенка, когда взрослый бьет его по-настоящему. Рав Элияу Лопьян, благословенна память о праведнике, всегда говорил: «С детьми — только по-хорошему». Под старость он сокрушался о каждом шлепке, который дал своим детям, когда те были маленькими. Рав Элияу вырастил одиннадцать детей, и несколько из них сегодня — главы больших ешив.
Мудрецы говорят, что над каждым растением «поставлен» свой ангел, который ударяет его и говорит ему: «Расти!». Это значит, что сила, побуждающая к росту, на языке мудрецов называется «удар».
Естественно, речь идет не о том, что рядом с каждым растением сидит пухлый розовощекий ангелок с белыми крылышками, держит палочку и ударяет ею по листикам. Мудрецы имеют в виду: существует сила, вызывающая рост. И эту силу они называют «удар», ее воздействие — «ударяет».
Так что в стихе «Щадящий розгу свою ненавидит сына своего» речь не о том, чтобы драть ребенка розгами или еще как-то наказывать физически. Есть позитивные методы, с помощью которых можно направить его рост: поощрение, награда, время, проведенное вместе.
В Талмуде (Кидушин 30) приводится спор: до какого возраста можно ударить ребенка — до шестнадцати лет или до двадцати четырех? Если отец ударяет ребенка старше этого возраста, он нарушает заповедь «перед слепым не ставь преграду» (Ваикра 19:14), потому что ребенок восстанет против него и, возможно, даст ему сдачи.
Таков спор в Талмуде. В сегодняшней же нашей реальности ударить трехлетнего ребенка — уже означает нарушить заповедь «перед слепым не ставь преграду».
В прошлых поколениях было иначе. У детей были силы переносить наказание. И они были более устойчивыми по характеру: им не приносило ущерба иногда вытерпеть телесное наказание. Но сегодня вся атмосфера — восставать против взрослых.
Если кто-то захочет унизить своего ребенка, подвергнув его телесному наказанию, это нанесет непоправимый вред. И, повзрослев, такой ребенок уже не станет доверять своим родителям. Тогда уже невозможно будет построить с ним устойчивые открытые отношения, он восстанет и будет особенно противиться тому, к чему его пытались приучить физическими наказаниями.
Однако есть исключения — в напряженные моменты. Например, вечер и детям пора спать. А в доме, слава Б-гу, несколько детей и все шалят и кричат. Мама, уставшая за целый день, дает пару шлепков, и становится тихо. Это — «аптечка первой помощи». Это — не «систематическое использование физического наказания как метода воспитания и привития нравственных принципов».
С уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону