Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Юношество, Подростковый период, Вера
Здравствуйте! Хотелось бы выслушать совет вот по какому вопросу. В этом году, так получилось, мы проводим Песах без папы: я и дети. И без гостей, как понятно, и ни в какую общину не пойдем.
Моему сыну 15 лет, и после бар-мицвы[i] его отношение к религии сильно изменилось. В общем, он говорит так: зачем всё это делать, если в Б-га я всё равно не верю, Его не чувствую? Кажется, он не нарушает, чтобы меня не расстроить (ну, и по привычке).
Когда в отсутствие отца делает субботний Кидуш[ii], садится к столу боком, одну ногу подворачивает под себя, что-то быстро бормочет (всем своим видом показывая, что выполняет пустую формальность). Причем никто никогда его не ругал и не заставлял — ни учить Тору, ни молиться (возможно, мы не знали, как правильно приучать и не приучили, а в школу еврейскую — да, он не ходил, только с учителями занимался).
Вопрос мой в том, стоит ли ему поручать вести Седер Песах? Пару лет назад, когда папа почувствовал себя плохо, надорвал спину, сыночек прекрасно справился с этим, вел от души, получился прекрасный Седер. А сейчас, думаю, он так же пробормочет всё на скорости, да еще скривится, когда я буду стараться умножать рассказ об Исходе. А я хочу, чтоб у меня был хороший, обстоятельный Седер, хочу почувствовать Исход. Мне очень не хватает дома мужчины, который выше меня... N.
[i] Еврейское совершеннолетие — в возрасте 13 лет мальчик становится обязанным соблюдать мицвот — заповеди, данные евреям.
[ii] Освящение субботнего дня над бокалом вина или виноградного сока.
Уважаемая N.,
Очень грустно, когда наши дети не идут по тому пути, по которому нам бы хотелось, чтобы они шли. Но вера — это то, что человек избирает для себя.
Что касается ведения Седера, то я бы на Вашем месте прямо поговорила с сыном о том, что у Вас осталось очень теплое и приятное воспоминание, как он провел Седер два года назад, и Вы бы хотели знать, заинтересован ли он сделать это для Вас еще раз.
Подчеркните, что, с одной стороны, если у него нет желания и он это будет делать лишь бы отделаться, Вы от него не требуете насиловать себя. А, с другой стороны, если он это хочет сделать ради Вас красиво и приятно, то Вы будете видеть в этом большой подарок.
В общем же, очень рекомендую обсудить с молодым человеком его неверие, т. к. мое ощущение — что это не неверие, а незнание. И сказать ему, что человек должен понимать, во что он не верит. Потому что очень часто понятия такого ребенка о Б-ге очень ограничены и с ним никогда всерьез не обсуждались основы веры.
Если есть какой-нибудь хороший раввин, с которым можно обсудить эти темы в личной беседе, то стоит это сделать. И сказать сыну: если его выводы после такого обсуждения и изучения всё равно будут не в пользу религии, то Вы примете, что это его мировоззрение.
Но на сегодняшний день нет мировоззрения, а есть отрицание того, что к чему-то обязывает. А «лишних» обязанностей не хочется. И этого недостаточно, чтобы так отбросить столь важную часть жизни.
Конечно, этот разговор никак не стоит связывать с вопросом о Пасхальном Седере.
Кроме того, помолитесь как мама, чтобы Всевышний помог сердцу Вашего сына раскрыться навстречу Ему. Искренние молитвы мамы всегда помогают, даже если не всегда с той скоростью, с которой бы нам хотелось.
С уважением и пожеланием Песах кашер вэ-самеах (радостного и кошерного Песаха) и радости от детей, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону