Темы: Наказание, Воспитание детей, Поощрение, Мирьям Климовская, Насилие
Шалом. Можно воспитывать детей подзатыльниками? N.
Уважаемая N.!
Хотя физические наказания широко распространены, в частности, в странах бывшего СССР, их нельзя назвать методом воспитания.
Не буду писать о правомочности рукоприкладства вообще. Поговорим о наказаниях вообще — относятся ли они к сфере «воспитания».
Выдающийся израильский педагог рав Йехиэль Якобзон разбирает этот вопрос. Он четко разграничивает понятия «воспитание» (חינוך — хинух) и «побуждение к действию» (הפעלה — аф-ала). Оказывается, все виды наказаний, а также материального поощрения являются «побуждением к действию».
А «воспитанием» передается только то, что человек будет продолжать делать, даже когда его никто не контролирует. И каждый родитель должен подумать: будет ли мой ребенок стремиться делать то, что «вдолблено» с помощью подзатыльников, пощечин, порки? Или, наоборот, будет стремиться делать то, за что каждый раз получал конфетку? Если он окажется далеко от меня и всех этих воздействий?..
Как правило, ответ — нет! Мы не можем постоянно держать детей под контролем, как бы некоторые родители к этому ни стремились. И настоящее воспитание — привить ребенку определенные ценности, чтобы он продолжал поступать правильно, даже когда станет самостоятельным.
Рав Якобзон указывает путь к этому: нематериальное поощрение ребенка всякий раз, когда он поступает правильно. В этом случае его можно и нужно похвалить и объяснить, насколько важно то, что он делает, и как мы рады, что он так поступает. Тогда есть надежда, что со временем ребенок воспримет эти ценности и будет следовать им на протяжении жизни.
Но что же надо сделать, чтобы ребенок начал вести себя правильно? Для этого нам и понадобится воздействовать на него с помощью наград (предпочтительнее) или же, если речь идет о каких-то серьезных запретах или опасностях, наказаний.
Еще раз повторю: лучше всего воздействовать поощрением (призы, лакомства, система набора баллов с дальнейшим вознаграждением). И, только если это не помогает, а ребенок нарушает очень серьезные запреты, можно подумать о наказаниях.
И наказания вовсе необязательно должны быть физическими: это может быть и запрет каких-то удовольствий, прогулок, встреч с друзьями, оставление без сладкого и т. п. Главное правило: чтобы наказание было эффективным, оно должно применяться редко.
Если ребенка наказывают за каждый промах, то рано или поздно он либо станет пассивным и безынициативным (лучше ничего не пытаться делать, чем сделать плохо и вновь подвергнуться наказанию), либо «закалится» и продолжит плохое поведение, невзирая на наказания. И тогда придется «увеличивать дозу лекарства» — пока ребенок не окажется в больнице или не сбежит из дома…
Рав Якобзон подчеркивает: принуждение ребенка к действию — это не воспитание! Более того, это вредит настоящему воспитанию. Настоящее воспитание — добиться, чтобы ребенок сам хотел поступать правильно и делал это по внутреннему побуждению, а не для того, чтобы угодить другим.
Призы или наказания — это, так сказать, разрушение ради строительства, они нужны только на начальном этапе, чтобы дать ребенку понять, какое поведение правильное, а какое нет, а также — что все поступки имеют последствия. Но после этой короткой стадии обязательно требуется закрепить правильное поведение с помощью воспитания — внушить ребенку, какой он молодец, что делает так, как надо, и как это радует родителей.
Несколько слов о физических наказаниях. Не буду, как упоминала выше, говорить о том, разрешены ли они вообще. Упомяну только один факт, на который также обращает внимание рав Якобзон. Если какое-то действие для человека или животного (в этом мы одинаковы) неизменно связывается с болью или дискомфортом, он/оно будет любыми способами избегать его.
Например, если ребенка пороть за плохие оценки, это может временно заставить его больше зубрить, но никак не привьет ему любви к учебе и стремления к самообразованию; наоборот, он забросит учебу при первой же возможности.
Так же: если постоянный источник боли и дискомфорта — родитель, это вызовет у ребенка сильное желание оказаться как можно дальше от этого источника, что он и поспешит осуществить, как только станет более-менее самостоятельным. А это происходит намного быстрее, чем мы можем себе представить.
Хуже всего — если ребенок воспримет агрессивное поведение как норму и, когда вырастет, сам будет измываться над слабыми или подчиненными. Всё это следует учитывать, когда мы принимаем решение: быть или не быть физическим наказаниям в нашем доме.
Желаю Вам успехов в воспитании детей!
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону