Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Почему дети игнорируют мои просьбы, когда я прошу по-доброму?

Темы: Воспитание детей, Непослушание, Дошкольники, Ита Минкина, Общение с детьми, Установление границ

Здравствуйте, у меня есть вопрос.

Мои старшие дети — два сына, 5.5 лет и 4 года. Всегда стараюсь с ними разговаривать по-доброму, спокойно и прошу что-то сделать по нескольку раз спокойно.

Но 9 из 10 раз они игнорируют меня, когда я прошу по-доброму, а делают то, что нужно (собери игрушки, пойдем спать, принеси какую-то вещь и т. п. похожие просьбы), только когда начинаю кричать и угрожать (не покажу мультик, не дам сладкое).

Почему так, и как можно мотивировать их реагировать на добрые просьбы, а не на угрозы? Много раз пробовала говорить с ними, говорю, что мне не нравится на них кричать и что мне хочется общаться по-доброму. Они соглашаются, а потом происходит всё то же самое. Большое спасибо, N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Дорогая N.,

Постараюсь Вам ответить, надеюсь, что будет польза, хотя не знаю всех деталей.

Во-первых, честь Вам и хвала за то, что стараетесь разговаривать с ними по-доброму, спокойно просите о чем-то, а не кричите. Сейчас Вам кажется, что Вы просто зря тратите на это время — ведь они не реагируют. Но знайте, что это не так! Мамы, которые сразу кричат, мало выигрывают от этого. Просто их отношения с детьми превращаются в постоянную борьбу, перетягивание каната и кто кого «достанет» быстрее. И выйти из этого очень-очень непросто…

У вас дома благодаря Вашим стараниям спокойная обстановка. Они не сразу слушаются, это нелегко, конечно, но не смертельно. Главное, вы — не враги. Понимаете, это очень важно!.. И это, к сожалению, не пустые слова.

Как же «втянуть» детей в послушание? Чтобы они делали то, о чем их просят? Над этим вопросом бьется множество родителей и столько же детских психологов, и знаете, какой ответ? — Нет стопроцентного решения. Только в воинской части есть, но «недетскими» методами…

В идеале, дети должны хотеть сделать то, что Вы просите. У Вас должно быть ощущение и настрой, что они не делают Вам одолжение, когда выполняют просьбы, нет, они выполняют свою часть негласного соглашения — свою часть работы, несут свою часть ответственности.

Вы им делаете одолжение, прививая привычку выполнять то, что на них возложено, даете им поручения, иначе в обществе других людей им придется ой как несладко… Так что, во-первых, измените Ваше отношение к своей роли в этих ситуациях и к их роли в этих ситуациях. Тогда в Вашем голосе появятся ноты непреклонности, у Вас будет голос человека, уверенного в том, что он делает.

Это первое, но не единственное.

Второе: Ваши мальчики еще маленькие. Относительно. Вы не упомянули, какие у них характеры, а это важно, потому что приучение к чему бы то ни было основывается на характере ребенка. Как сказал Шломо а-Мелех: «Ханох ла-наар аль пи дарко…» — «Наставь юношу на путь его…» (Мишлей 22:6). Т. е., как объясняют комментаторы, это должен быть именно «его» — ребенка — путь, подходящий именно этому ребенку.

Например, активного, уверенного в себе ребенка мы будем приучать к послушанию в атмосфере четких правил и сотрудничества; тот, кто приучает, также должен быть уверен в себе.

А неуверенного в себе мечтательного ребенка будем приучать исподволь, с юмором, мягко, используя его и свой творческий потенциал, продвигаясь небольшими шагами и закрепляя пройденное; будем готовы к его забывчивости и не спасуем перед ней.

Приучение к выполнению просьб во многом — дело техники, в смысле — методики: как просить и что именно, и в какой форме.

Сейчас попробуем коснуться выполнения некоторых просьб:

  • Первый путь — выполнение постоянных правил.

Прежде всего, это правила, относящиеся к личной и домашней гигиене: уборке, чистке зубов, правилу вытирать ноги и менять обувь, мытью рук и т. д. Чтобы не тратить на это энергию каждый раз, когда есть необходимость (ведь таких просьб — десятки в день, и дети начинают игнорировать их, им скучно это слышать снова и снова), подумайте о пяти самых главных правилах. Пять! Не больше для начала.

Сделайте плакат с эти пятью правилами. Для того сына, который не умеет еще читать, нарисуйте картинки, а еще лучше — привлеките его. Человеку в любом возрасте приятнее выполнять требование или закон, в составлении которого он сам принимал участие. В составлении или в доведении до сознания масс. Это не гарантирует стопроцентного выполнения, но нейтрализует неприятие, которое вызывается любым ограничением свободы, возможности распоряжаться собой и своим временем, как вздумается…

Короче, плакат. С текстом и параллельно — рисунками. На видном месте. Содержание плаката озвучивается Вами перед детьми, название — Правила нашего дома. Понимаете? Правила нашего дома или этого дома. В любом месте есть правила. Где Ваши мальчики любят бывать? Или хотели бы побывать когда-нибудь? Скажем, на Вашей или папиной работе, в зоопарке, увидеть, как работает разведка или фабрика игрушек? Приведите им в пример то место работы, где они любят бывать или хотят побывать, и скажите: и там есть правила! Например, там есть правило… и еще правило… и т.д. И в нашем доме правила: … и …

Теперь, если они чего-то не выполнят, Вы не просите их, как раньше, а говорите или подводите к плакату: «Вот правила дома!»

И это — не Ваша личная просьба, это правило! И стойте на этом. В таком формате непослушание — это «неприятие реальности». Вот правила дома, и, пока они не будут выполнены, невозможно продолжать свои обычные занятия… Это не наказание. Такова реальность: пока не выполнят, не могут делать то или другое…

Очень важно, чтобы просьбы мам, которых дети не слушают, не слышат, перешли в категорию общих правил. Это не капризы мамы, это не ее желание им «насолить» и их «заставить». Таковы правила, ничего не попишешь… И Вы — не полицейский и не начальник, Вы — человек, который помогает им приучиться к выполнению правил жизни в цивилизованном обществе. Вы еще им одолжение делаете, могли бы ведь и не делать, лежать себе на диване и книжки читать. Пусть Вам еще спасибо скажут.

  • Второй путь — для выполнения просьб, которые возникают время от времени, но и рутинных тоже (хотя за рутинные в целом «ответственен» Плакат с правилами), — и это юмор!

Так как Ваши мальчики достаточно близки друг другу по возрасту, наверняка они очень дружны, что не исключает ссор и даже драк. Но главное — им вместе интересно!!!! А маме приходится сталкиваться с их сплоченностью, особенно, когда дело касается выполнения разных скучных дел… Где уж тут маме добиться популярности у населения…

Поэтому подумайте, как Вам стать интересной для них, аттрактивной! Вам не просто выдерживать конкуренцию с игрой, занимающей мальчишек, — мало что поспорит с ней в ее энергии и увлекательности! А Вы придумайте! Будьте для них интересной, увлекательной! Чтобы им хотелось быть с Вами, и тогда Ваши просьбы — это продолжение игры, продолжение забавы!

Подключите свой юмор, творческое воображение, я уверена, что Вы в этом преуспеете!

С уважением и наилучшими пожеланиями, особенно сейчас, во время всеобщего карантина, Ита Минкина

P.S.:

Вам стоит прочитать книгу «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Фабер и Мазлиш. Там есть много ценных рекомендаций.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как евреи ищут знакомства?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Боюсь полюбить: если придется расставаться, страдания будут невыносимыми…

12 мая, отвечает Рика Гдалевич

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше