Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дошкольники, Отношения со сверстниками, Развитие речи
Здравствуйте, дорогие семейные консультанты замечательного сайта Толдот. Мы репатриировались 2 года назад с двухлетним сыном (сейчас ему 4). Мы живем в киббуце, сын ходит в садик.
Он начал разговаривать в 3 с небольшим, но сразу на двух языках. Он все начинал делать немного позже, чем его ровесники (сесть, поползти, пойти и т.д.). И у него есть некоторые проблемы с речью, израильские дети не всегда его понимают. И есть сложности в коммуникации с другими детьми, он не всегда знает, как присоединиться к игре, попросить что-то.
Но ему, очевидно, хочется внимания, и он начинает искать его другими способами... кусаться, например, или разбрасывать вещи. Также он не всегда может построить причинно-следственные связи, понять мораль рассказа или мультика... и от этого не понимает, за что его наказывают и что делать можно, а что нельзя.
Он часто не хочет пробовать что-то новое (и еда, и занятия, и мультики), не умеет рисовать (просто играет цветами, каляки-маляки, и то очень редко), не хочет вырезать или лепить. Продолжает часто держать во рту пальцы или другие предметы (вплоть до стульев или поручней на улице). Но при этом любит пазлы, например, и собирает их с удовольствием. А играет в основном только с машинками — другие игрушки его почти не привлекают, хоть мы и пытаемся разнообразить его интересы.
Из-за всего этого нам посоветовали оставить его второй год в саду с трехлетними детьми. В его предыдущей группе он был всегда во всем последний. Ходил постоянно «хвостиком» за более смышленым товарищем. Вот мы посоветовались с воспитателями и оставили его еще на один год в группе для трехлеток.
Теперь наш сын тут самый большой и сильный, начал кусаться, бросать вещи, бить детей и воспитателей... В прошлой группе такого не было. Это, конечно, происходит нечасто, но иногда происходит.
Дома же я, если честно, вообще не вижу у него каких-то особенных проблем. Обычный ребенок, иногда капризничает, иногда злится. Но с ним всегда можно договориться. Воспитатель настаивает, что он должен пройти «ивхун ле-итпатхут а-елед» (см. ниже — прим. ред.). Я, к сожалению, не знаю, как это перевести на русский, и, что еще хуже, не понимаю вообще, что это такое.
Как мне сказали в саду, будет несколько встреч ребенка со специалистом, который будет решать, необходима ли ему специальная помощь. Из опыта страны исхода: любые встречи ребенка со специалистами регистрируются и потом тянутся ярлыком все детство, через сады, школы и т.д.
В общем, мы с мужем в замешательстве. Я искренне надеюсь и верю, что и причинно-следственные связи он начнет понимать со временем. Но я ведь могу быть и неправа, а чем раньше начать работать над проблемой, тем лучше? Нужен ли нам этот «ивхун?» Стоит ли на это подписываться?
Нужно еще сказать, что в мае мы переезжаем из киббуца в город, и у ребенка будет новый сад и все новое. Однако воспитатели настаивают, что нужно заниматься всем эти сейчас. Извините за такое длинное письмо. Огромное вам спасибо!
Здравствуйте!
Ваше письмо совсем не излишне длинное, наоборот, в нем очень понятно описано, что происходит с ребенком. Как мне кажется по письму, у ребенка три основные проблемы.
Первая: кроме того, что он не совсем ясно разговаривает, ему непонятна прагматика языка, т.е. он не умеет пользоваться речью для того, чтобы контактировать с другими людьми или объяснять какие-то идеи. К прагматике относится также понимание основного содержания прочитанного или увиденного и понимание причинно-следственных связей. Обычно прагматике языка не нужно обучать, дети воспринимают ее от природы и общения с другими. Но если у ребенка не развилась эта область речи сама по себе, то ему очень трудно общаться с другими детьми. Кроме того, неудивительно, что он играет только в машинки, а не в более разнообразные игры, потому что любые игры, построенные на детской фантазии, требуют понимания, как контактировать с другими, а у него это не получается.
Вторая. Судя по всему, у него довольно серьезные проблемы с мелкой моторикой, и поэтому он отказывается делать все те работы, которое принято делать в садике — вырезать, клеить, раскрашивать и т. д.
Третья. Видимо, ваш мальчик нуждается в сильных тактильных ощущениях, и, так как речевой контакт с детьми у него не совсем хорошо получается, он вступает в тактильный контакт, а там он не всегда понимает границы, когда другим детям больно.
Все эти три проблемы обычно не решаются сами собой по мере взросления, для их решения с ребенком должны работать специалисты типа клинаит тикшорет (это «больше» логопеда) и физиотерапевта. Чтобы составить правильную программу для такой работы, и нужен ивхун итпатхут, т. е. обследование ребенка для установления уровня его развития. Оно проводится специалистом/-ами в этой области.
И я думаю, что провести это обследование очень важно, хотя, боюсь, очереди на него придется ждать долго, это может занять несколько месяцев. Можно, конечно, сделать обследование частным образом, но это обычно стоит больших денег, а вы имеете право на бесплатное обследование, т. к. ребенок еще маленький.
Что касается вашего страха, как это повлияет на его будущее, то в Израиле это очень распространенная процедура, и очень часто дети, которые получают специальную помощь, уже в районе второго-третьего класса занимаются в обычном классе и, если проблемы решены, то о них больше не вспоминают.
Почему вы как родители вообще не видите никакой проблемы? Видимо, вы нашли пути к пониманию ребенка, несмотря на то, что сам он еще не умеет объяснить себя. Но невозможно ожидать, чтобы детское общество вело себя таким же образом. И, если вы хотите, чтобы ребенок смог стать его полноправным членом, то, видимо, нужно ему в этом помочь.
После такого обследования вам также смогут объяснить, что вы как родители можете делать в домашних условиях для того, чтобы помочь его развитию. По вашему письму видно, насколько вы желаете для своего ребенка самого лучшего, поэтому думаю, что вы сможете использовать обследование и его результаты самым лучшим образом при помощи специалистов.
Предполагаю, что в любом садике, где обратят внимание на его проблемы, вам будут предлагать сделать такое обследование, так как это «воспитательная политика» в Израиле. Поэтому чем скорее вы запишитесь на ивхун, тем раньше будет можно начать специфическую помощь вашему малышу.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону