Темы: Ципора Харитан, Женщина, Муж и Жена, Депрессия, Кризис начала совместной жизни
Шалом! Сейчас я живу по законам Торы. Когда я выходила замуж, я думала, что мне будет легко вести такой образ жизни. Но прошло время, и я понимаю, что мне трудно жить такой жизнью. Соблюдая кашрут, субботу, чистоту семейной жизни, я не почувствовала духовного подъема и, мне кажется, стала ограничена в своем развитии, т.к. я не успеваю читать, ходить на уроки раввинов, не говоря уже о каждодневных молитвах. Я с трудом ношу парик и каждый день мечтаю от него избавиться. С мужем постоянно скандалы из-за его отсутствия дома: он или на работе, или в ешиве. Дом и дети на мне. Мы с ним вместе никуда не ходим и не ездим, он занимается своей работой и учебой, а мне совсем не уделяет внимания. Думаю, что нахожусь в тупике, в котором не вижу ни света, ни дальнейшего пути вперед. С уважением, Н.
Уважаемая Н.,
Совершенно ясно по Вашему письму, что Вам очень непросто в семейных отношениях. Но, по-моему, к соблюдению мицвот, кроме необходимости носить парик, Ваши проблемы не имеют прямого отношения. По-моему, Ваше отношение к этим мицвот — это некий громоотвод от семейных проблем. Т.е. есть на что свалить неотрегулированные семейные отношения. Обычно первые годы самостоятельного бизнеса очень непростые и нелегкие для семьи, а когда они совпадают с первым периодом брака, то сложнее вдвойне. Естественно, что мужчина, который знает, что его ждёт скандал номер …, не имеет желания торопиться домой и будет искать любую «отмазку», а синагога, молитвы, урок и т.д. — это «отмазка» великолепная.
Нереально, чтобы техническое выполнение мицвот дало человеку духовный подъём, если мы уходим от духа мицвот, т.е., скажем, суббота — это день запретов, а не день семейной радости, а интимная жизнь — это энное количество запретов, а не наше общее наслаждение, так как мы до этого уже поссорились. Поэтому если Вы хотите в своей семейной жизни каких-то серьезных изменений, то я бы посоветовала следующее.
1. Самое тяжелое. Как ни тяжело прекратить ссориться из-за того, что мужа вечно нет дома, именно эти ссоры являются дополнительным серьезным фактором, который обычно гонит мужчин из дома. Поэтому постарайтесь сделать титаническое усилие и, когда муж дома, превратите это время в приятное для вас обоих.
2. Договоритесь с мужем, что несмотря на его огромную занятость вы два часа в неделю где-нибудь проводите время только вдвоем, без детей. А для детей вы найдете на это время няню. И на это время у вас обоих будут выключены мобильные. Эти развлечения не обязательно должны быть дорогими, если вы себе этого сейчас не можете позволить, но даже погулять в парке или посидеть в кафе со стаканом кофе и пирожным — уже будет действовать очень успокоительно. Самое главное — в эти два часа НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не обсуждаются семейные проблемы, а разговариваете только о чем-то интересном и приятном, чтобы муж чувствовал: он не делает Вам одолжение, а сам получает удовольствие. После такой еженедельной прогулки не забудьте обязательно поблагодарить его.
3. Нет никаких причин, по которым Вы должны прекратить свой духовный рост. Постарайтесь найти время для урока или чтения книг, или же для какого-то физического удовольствия типа спорта, танцев и т.д. На это время детям тоже нужно взять няню. И если Вы скажете, что на всё это нет времени и денег, то — Вам это необходимо просто как хлеб и вода для того, чтобы заряжаться положительным настроем.
Думаю, если атмосфера в доме изменится, Вы почувствуете, что религиозный «груз» гораздо меньше давит на Вас, т.к. в своем письме Вы пишете только о том, что потеряли в браке, а это — способы начать находить в нем любовь и взаимопонимание.
Я очень часто вижу пары, которые убеждены, что если они постоят под хупой и возьмут на себя соблюдение основных мицвот, то их брак сам по себе, при помощи вышеперечисленных действий, превратится в нечто фантастическое и неземное. И будет источником бесконечных удовольствий. Так вот, к сожалению, собираюсь серьезно огорчить Вас. НЕТ ТАКОГО ФОКУСА! Брак — это работа, и религиозные, и нерелигиозные должны к ней очень серьезно относиться, если они хотят, чтобы их брак был хорошим. Могу сказать, что если мы используем мицвот правильно, то начинаем понимать, для чего же мы всё это соблюдаем. Т.е., например, день миквы — это не только поход в микву и потом отношения по обязанности, а наш семейный праздник, который мы заранее готовим. Но если мы ждем, что Б-жья благодать свалится на нас сама по себе, без того, чтобы мы вкладывали в брак, день миквы рискует превратиться в еще одну дополнительную нервную и тяжелую обязанность.
Конечно, можно сказать: «Вот пусть муж побеспокоится о том, чтобы сделать этот день для меня прекрасным». Но тогда мы полностью зависим от другого человека и может занять лет двадцать, пока он, наконец, сообразит. А если это наш общий день, то мы можем придумать, как сделать из него праздничное вступление к близости.
Я предложила Вам кучу непростых задач, но Вы просили совет, как разрешить эту ситуацию. Другой вариант — это продолжать всё, как есть. Мне кажется, что Вам это не улыбается. Вариант номер три — и самый грустный: еще некоторое время таких отношений — и вам обоим начнет казаться, что лучше всего просто расстаться. Поэтому от всей души желаю Вам правильно выбрать, по какому сценарию Вы хотите продолжить ваши отношения. Молитесь Всевышнему, чтобы он дал Вам понимание и силы найти подходящее для Вас решение.
С уважением и пожеланием семейного счастья и взаимной любви, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону