Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Есть ли в иудаизме такое понятие, как совместная молитва мужа и жены?

Темы: Муж и Жена, Мирьям Климовская, Общение супругов

Шалом. Скажите, пожалуйста, есть ли в иудаизме такое понятие, как совместная молитва мужа и жены (конечно, не по сидуру — молитвеннику). Когда что-то случается или просто в течение дня. Когда между мужем и женой не совсем все ладится, часто слышу, что предлагают совместную молитву (и говорят, что не ладится, потому что такой молитвы нет!). Но я нигде такого в Торе не встречала. Спасибо за ответ. С уважением, С.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемая С.!

Действительно, еврейская традиция не предусматривает особой совместной молитвы мужа и жены, и, тем более, отсутствие такой молитвы не может быть причиной разладов между супругами. Если в семье что-то не ладится, надо найти реальные причины этого — прежде всего, честно спросить саму себя: все ли я делаю, что от меня зависит, чтобы этих проблем не было? Трудности могут быть вполне объективными, вызванными обстоятельствами. В таких случаях особенно необходимо полное согласие и сотрудничество между супругами в поисках решения проблем. Иногда требуется помощь раввина или специалиста в соответствующей области.

Для укрепления отношений между супругами очень важно совместное времяпрепровождение. Это может быть любое «кошерное» занятие: прогулка, беседа, еда, учеба, игра, даже работа по дому, если она проходит в доброжелательной атмосфере. Конечно, супруги могут и одновременно молиться или читать Тэилим. Но настоящая глубокая и искренняя молитва, которая призвана изменить и возвысить личность, индивидуальна для каждого, даже если это касается самых близких друг другу людей.

О молитве мужа и жены есть упоминание в Торе: «И молил Ицхак Г-спода напротив жены своей» (Берейшит 25:21). Мидраш Бэрейшит Рабба объясняет: «Он стоит в одном углу и молится, а она стоит в другом углу и молится». Ицхак и Ривка одновременно молились об одном — чтобы Вс-вышний дал им детей, но при этом они молились в разных местах.

Молитва — это работа сердца, направленная на исправление личных качеств каждого человека, когда он строит отношения только с одним «Собеседником» — Всевышним. Взаимодействие с другими людьми в такое время может только помешать полностью сосредоточиться на этом важном процессе. Конечно, молитва в миньяне (обязательная только для мужчин) очень важна. И известно, что коллективная молитва принимается быстрее, чем молитва одиночки, и ответ на нее «приходит» быстрее. Но здесь как раз молятся «по сидуру», и, к тому же, самая важная ее часть — Шмонэ Эсрэ — всеми читается хоть и одновременно, но не вслух. Соответственно, у каждого из молящихся есть возможность погрузиться в свой внутренний мир и в поиски своего индивидуального пути к Б-гу (насколько позволяет отведенное на эту молитву время).

А женщине не нужно молиться в миньяне. Еврейский дом, который она строит — место, обладающее особой святостью, там пребывает Шхина (Б-жественное присутствие). Каждый «вид деятельности» еврейской семьи, в котором именно женщина принимает непосредственное участие — отношения между супругами, рождение и воспитание детей, и т. д., — дает нам возможность постоянно помнить, Кто на самом деле управляет миром, и обращаться к Нему с просьбами. Молитва с настоящей каваной будет услышана всегда и везде, а тем более, в таком святом месте, как еврейский дом.

Желаю удачи и скорейшего решения всех проблем!

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как евреи ищут знакомства?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Боюсь полюбить: если придется расставаться, страдания будут невыносимыми…

12 мая, отвечает Рика Гдалевич

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше