Темы: Ложь, Муж и Жена, Доверие, Критика, Кризис начала совместной жизни
Здравствуйте! Мы с мужем поженились совсем недавно, а он уже всё время врет… Врет, глядя в глаза, и аргументирует это тем, что не хотел мне делать больно.
Он очень много делает для меня, но и я для него очень много делаю. Мне не хватает от него внимания, т. к. он работает по ночам. Я очень стараюсь, чтоб был у нас мир в семье, читаю еврейские книги насчет семьи, ему купила книгу для мужчин «Сад Мира», а он ее только пару раз открыл за 2 месяца.
А еще я узнала, что он обсуждает нашу семью со своими друзьями. Разве так должно быть в еврейской религиозной семье? Я не могу больше это терпеть. Что мне делать? N.
Уважаемая N.,
Так как Вы не пишете, о чем именно Ваш муж врет, мне трудно дать полный ответ на этот вопрос.
Но хочу сказать что-то. Прежде всего, вы еще действительно очень мало времени женаты, и человек мог еще не привыкнуть к тому, что для Вас очень важны какие-то моменты, которые для него гораздо менее значимы.
Например, он говорит: «Задержался на работе», а на самом деле где-нибудь болтал с друзьями. Он это даже расценивает не как ложь, а как легкое отклонение от истины, чтобы не вызвать ссору. И нередко одна сторона говорит неправду, если чувствует, что другая сторона чересчур много допытывается, вмешивается и указывает, как жить. Я не знаю, таков ли ваш случай. Но допускаю, что муж может воспринимать это именно так.
Кроме того, Вы спрашиваете о еврейском взгляде на такое поведение. С точки зрения Галахи (еврейского Закона) иногда человеку действительно разрешено немного отойти от истины, чтобы не вызвать ссору и не причинять боль. Где границы этого «немного» — это каждый раз отдельный вопрос, всё зависит от ситуации. Понятно, что нельзя скрывать обстоятельства, которые могут, не дай Б-г, повредить Вам или семье.
О том, что муж что-то рассказывал друзьям. Возможно, он искал, с кем посоветоваться в новых для него ситуациях. Книга, которую Вы ему предлагаете читать, очень хорошая и правильная. Но человеку в начале семейного пути тяжело жить по всем правилам любой хорошей книги.
Вы пишете, что муж старается делать для Вас очень много. Думаю, что правильный путь изменить его поведение там, где оно Вам не нравится, это демонстрировать ему, что Вы видите всё хорошее, что он для Вас старается делать, и поменьше критиковать его за то, что не так.
Тогда у него начнет формироваться близость с Вами и ему самому не захочется обсуждать ваши отношения с кем-то еще. А, кроме того, он перестанет бояться, что на него будут сердиться, если он делает что-то не так. И он меньше будет чувствовать необходимость прибегать даже ко «лжи во спасение».
Всё это требует времени и терпения для взаимной притирки и никак не может произойти быстро, сразу после того, как супруги вышли из-под хупы. А ваш брак еще очень-очень юный.
Если же я ошибаюсь и речь идет о более серьезной лжи (например, о денежных тратах, о тайных походах или поездках куда-либо и т. д.), напишите нам еще раз и попробуем разобраться с этой ситуацией.
Но если у вас происходит примерно то, что я описала в ответе, тогда совершенно необходимы две вещи: терпение и умение «ладун лэ-хаф зхут» — «судить о человеке, ища ему оправдание». Это является одним из основных требований иудаизма в человеческих отношениях вообще, а в семейной жизни — в особенности.
С уважением и пожеланием вместе строить ваш еврейский дом кирпичик за кирпичиком (длительный процесс, правда? — но, даже если строить из блоков, нужно много времени), Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону