Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Роли супругов, Быт семьи, Помощь мужа по хозяйству
Здравствуйте, у меня вопрос о денежных отношениях в семье. Ситуация такая: 10 лет в браке, несколько детей, я работаю на полную ставку (больше 50 часов в неделю) и полностью обеспечиваю семью. Муж помогает с детьми и ни на работу, ни на учебу не спешит, а только утверждает, что всё, что я зарабатываю, с точки зрения Галахи (еврейского Закона) принадлежит ему. О том, что написано в Ктубе, о своих обязанностях и слышать не хочет, мол, если я работаю и могу заработать на всех нас, он и не обязан мне ничего... Правда ли это??? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Вы абсолютно правы в том, что, с точки зрения Галахи, обязательство Вашего мужа по Ктубе — заботиться о Вас материально — ничто (кроме Вашего добровольного отказа от такой заботы) не может отменить.
Тора наложила на мужчину очень серьезные материальные обязательства по отношению к семье, поэтому, чтобы у него не было ощущения, что женщина вышла за него только ради материального обеспечения, мудрецы постановили: в обмен на это материальное обеспечение — «маасэ йадэя лэ-баала», т. е. «то, что сделано ее (жены) руками, принадлежит мужу». Когда-то это означало, что женщина берет на себя ведение хозяйства и своими руками готовит, убирает, стирает, шьет и т. д., а мужчина пользуется всеми плодами ее труда. Если же она работает, то ее заработок принадлежит мужу.
Если же женщина зарабатывает много больше той суммы, которую муж может потратить на ее обеспечение, она по Галахе имеет право сказать: «Эйни низонэт вэ-эйни оса» («Я не принимаю от мужа материальное обеспечение и [поэтому] не работаю для него [в обмен на обеспечение]». С этого момента муж ее не содержит и она живет на свои средства. Всё это — если ее не устраивает уровень этого материального обеспечения.
Но, когда муж попросту отказывается обеспечивать какие-либо материальные нужды семьи, конечно же, он не может претендовать на «маасэ йадэя». То есть, он не может требовать от Вас отдавать зарплату ему, если он не берет на себя материальной ответственности за семью. И, если это то, что происходит на практике, то это никак нельзя обосновать Галахой.
С уважением, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону