Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Десятое ава

А. Исход 9 Ава

Маарив, авдала

1. Маарив молятся в положенное время. Если 9 ава выпадает на воскресенье или выпадает на субботу и переносится на воскресенье, мы уже выучили выше (см. Часть IV В 6), что благословение בורא מאורי האש произносится на исходе субботы. Тот, кто забыл произнести благословение בורא מאורי האש на исходе субботы, позже его уже не произносит (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ד").

На исходе 9 ава авдала делается над бокалом вина или пива (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ג", שעה"צ ס"ק ז" וב"ה ס" תקנ"ח ד"ה שלא וע" ערה"ש ס" תקנ"ו ס"ב) (см. Часть III В 3). Авдала состоит только из благословения на вино или пиво и благословения ברכת המבדיל, благовония не используются (ס" תקנ"ו).

קידוש לבנה обсуждается ниже в В.

Б. Ограничения 10 Ава

События 10 ава

  1. 7 ава враги вторглись в Храм. Они ели, пили и оскверняли его 7 и 8 ава. 9 ава они подожгли Храм, и он продолжал гореть до захода солнца 10 ава (קש"ע קכ"ד: כ", וס" תקנ"ח ס"א). Причина, по которой пост не был назначен на 10 ава, хотя бóльшая часть Храма сгорела именно тогда, заключается в том, что начало катастрофы считается большей трагедией (שם ומ"ב ס" תקנ"ח ס"ק א").

Иерусалимский Талмуд (Таанит 4:6) сообщает, что раби Авин постился 9 и 10 ава. Раби Леви постился 9 и только вечером 10 ава; он не постился дольше, поскольку у него не было сил поститься целый день. Мы, считающиеся более слабыми, обязаны поститься только 9 ава. Тем не менее, как мы уже узнали ранее (см. Часть I А 4), ограничения бейн амецарим [и «Девяти дней»] остаются в силе вплоть до полудня 10 ава (ע" קש"ע שם ומ"ב ס"ק ה" שם).

Запреты до полудня

  1. Поэтому, согласно обычаю, не едят мясо и не пьют вино вечером и утром 10 ава, за исключением трапезы, связанной с заповедью (ס" תקנ"ח ומ"ב ס"ק ב"). Мытье, стрижка волос, стирка одежды и музыка также запрещены до полудня (מ"ב ס"ק ב", ג" ערה"ש ס"ב). Точно так же не произносят благословение שהחיינו (קש"ע שם).

Женщина после родов, даже если прошло более 7 дней [но не более 30 дней] может есть мясо и пить вино вечером 10 ава [хотя некоторые алахические авторитеты считают, что она может поститься 9 ава, см. Часть V Б 2] (קש"ע קכ"ד: כ"א).

10 ава, приходящееся на воскресенье

  1. Если 9 ава выпадает на субботу и переносится на воскресенье, то утром в понедельник разрешено есть мясо и пить вино (ס" תקנ"ח). В воскресенье вечером это, тем не менее, запрещено из-за трагических событий, произошедших в этот день (שם). [То есть мы находим, что существуют дни поста, предназначенные для раскаяния, когда употребление мяса и вина запрещены и в вечер, следующий за постом (ע" ס" של"ד ס" כ"ו וט"ז ס"ק כ" ויו"ד ס" קפ"ה ס"ד בהגה). Поскольку день был проведен в трауре, не подобает сразу после его завершения проявлять признаки радости (то есть употреблять мясо и вино)].

Мытье, стирка одежды и стрижка волос в воскресенье вечером разрешены (ע" מ"ב ס"ק ד" ודוק). Музыка запрещена до утра (כך נראה).

9 ава, приходящееся на четверг

  1. Если 9 ава приходится на четверг, так что 10 ава является кануном субботы, то в четверг вечером разрешено стричь волосы и стирать одежду в честь субботы. Тем не менее, предпочтительно не мыться до утра пятницы. Однако, если в пятницу на всех может не хватить горячей воды, то разрешено мыться в четверг вечером (ע" מ"ב ס" תקנ"ח ס"ק ג" דרחיצה כבוס ותספורת מותר לכבוד שבת. מערה"ש ס"ב ומשע"ת ס"ק ב" ומא"ר ס"ס תקנ"ט משמע דבלילה אסור וכן שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Музыка и плавание запрещены до полудня пятницы (דאין בזה משום כבוד שבת).

В. קידוש לבנה

Обычай на исходе 9 ава

  1. Если на исходе 9 ава видна луна, то есть обычай проводить קידוש לבנה в это время (ע" רמ"א ס" תקנ"א ס"ח שכ" "עד אחר ת"ב" ובס" תכ"ו ס"ב כ" שלא לקדש מוצאי ת"ב ובבאה"ט כ" דהאר"י ז"ל כ" לקדשה במוצאי ת"ב וכ"כ במ"ב ס"ק י"א). Однако, в отличие от Йом кипура, не следует проводить קידוש לבנה на исходе 9 ава еще без обуви или, не поев хотя бы немного (ע" מ"ב ס" תכ"ו ס"ק י"א וע" שעה"צ ס"ק ט" דבציבור יכול לקדש אף בלא טעם משום דברוב עם וגו").

9 ава, приходящееся на четверг

  1. Если 9 ава приходится на четверг, для קידוש לבנה следует дождаться исхода субботы, то есть 12 ава (מ"ב ס" תכ"ו ס"ק י". ונראה דבשנה גשומה או במקומות שהוא ימות הגשמים אין להמתין). Причина этого заключается в том, что קידוש לבנה считается сравнимым с קבלת פני השכינה, принятием Б‑жественного присутствия, которое следует проводить в радостном настроении (ע" מהרי"ל).

ציון במשפט תפדה ושביה בצדקה

Издательство Швут Ами . Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»