Из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)», темы: Воспитание детей, Адмор из Пясечны, Ховат аТалмидим, Исправление качеств, Мусар, Самосовершенствование
Наша единственная задача — приблизить тебя к Торе и направить по пути Б-га — требует сначала подготовить тебя к этому, как объясняет наша святая Тора: «Отойди от зла и делай добро». Ведь нельзя пригласить царя в дом, не прибрав в нем, и нельзя привести в душу святость, не изгнав из нее вначале все зло. Поэтому мы должны будем сперва отыскать в тебе всю ту грязь, которая не дает тебе заниматься Торой и строить связь с Б-гом, и удалить ее. Но мы будем делать это только вместе с тобой! Только вместе мы будем «проверять хамец» в уголках твоей души, вычищать скопившуюся там гниль и сжигать ее. Ведь кто самый главный твой воспитатель, если не ты сам? Кто отвечает за то, чтобы еврейские подростки и юноши превратились в «ливанские кедры», в великих мудрецов Торы, если не сами вы, подростки и юноши? Кто лучше вас знаком с собственными недостатками, которые у всех вас разные, и кто лучше вас знает, как можно их исправить? А мы можем лишь помочь вам, приготовить вам прямой путь и направить вас по нему. Мы можем сказать вам: «Эта дорога, эта тропинка — кривые, и идущий по ним окажется в руках злого начала и попадет в преисподнюю, Б-же упаси. А эта дорога, эта тропинка — прямые, и идущий по ним придет в руки Б-га и узрит великолепие Его святости. Любой отец, учитель и наставник может только что-то велеть тебе или что-то посоветовать, а уж ты сам решаешь, послушаться ли тебе, направиться ли по пути, который тебе предлагают. Если ты будешь ловить каждое их слово, помещая его в глубинах души и тела, — будет тебе благо. А если, Б-же упаси, будешь бунтовать и отказываться, — кто же поможет тебе, что сможет спасти тебя от клипот2, улавливающих еврейские души, Б-же упаси? Только вы сами сможете обыскать “выемки и трещины” сердца и души, найти там недостатки — каждый свои — и исправить их. Мы же поговорим только о некоторых из таких недостатков, и только об их исправлении расскажем. А вы из этого сами поймете все, что нужно именно вам: как искать, находить и исправлять».
Бывают люди — и дети, и взрослые, — которые не чувствуют, что в них самих что-то неладно. Даже если такой человек читает книгу мусара и узнает, что то или иное душевное качество дурно и нуждается в исправлении, он не может осознать, что сам обладает этим качеством и сам должен с ним работать. И не только разум его молчит — его сердце тоже не страдает и не заботится об этом недостатке. И это очень плохой признак: если человек безнадежно болен, он перестает чувствовать боль, ощущать симптомы болезни и вообще не считает себя больным. (Это подробно объясняет Рамбам в Шмона праким, гл. 3).
А бывают люди — и взрослые, и юноши, — у которых все происходит немного по-другому. Душа их воспринимает это качество как внутреннее уродство, и начинает болеть и страдать из-за этого. Однако разум их спешит найти оправдание, говоря: «Все же у меня это качество не так отвратительно, как в тех примерах, о которых я прочел в книге. У меня оно совсем не такое сильное, и места в душе занимает немного, и, может быть, меньше и не может быть: ведь нет праведника в мире, который будет делать только добро, и не согрешит». Этот душевный склад тоже воспитало злое начало себе в помощь, и ведет он тоже к душевной скверне, тьме и преисподней.
Эти две болезни имеют одну природу: они возникают там, где человек не требует от себя величия, где ему представляется, что работать над собой, исправлять свой характер должны только великие праведники, а обычному еврею вполне достаточно его теперешнего положения. И к своим преступлениям он привыкает относиться снисходительно, объясняя их случайностью или невнимательностью. Мы уже говорили, почему такой взгляд — огромная ошибка. Мы объясняли, что каждый еврей должен приложить все силы для того, чтобы наш народ не лишился своих праведников, вождей и законоучителей, и мы рассказывали, как Всевышний оплакивает тех, кто ленится так поступать.
И даже если человек действительно захочет оставаться простым евреем, с какой стати он позволит себе забыть, кто такой этот «простой еврей»? Когда Б-г сделал нас народом Израиля, когда даровал нам Тору, Он заключил с нами союз — не только с главами народа, не только с раввинами и праведниками, а со всеми — «от дровосеков до водоносов». Наши обязанности в этом союзе Б-г обозначил вот как: «И теперь, если послушаете вы Моего голоса, и будете хранить Мой союз, и будете Мне сокровищем из всех народов… и вы будете для Меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:7). Вот что такое «простой еврей»: царство священников и народ святой! И если еврей принимает это на себя, тогда он может стать «простым евреем из народа Израиля», а если нет — не сможет, Б-же упаси.
А кто из вас, еврейские юноши, готов отказаться быть евреем, Б-же упаси? Кто из вас не готов сказать: «Я — еврей, и стремлюсь служить Б-гу всем телом и всеми силами»? Кого испугает необходимость хотя бы и всю жизнь посвятить тому, чтобы стать настоящим евреем? И поскольку каждый из вас, дети, желает этого и требует этого от себя, вы заметите свои недостатки, и ваши сердца будут сокрушаться из-за них и не дадут вам оправдаться и успокоиться, а потребуют непременно исправить их.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...