Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть концепции “человек сотворен по образу Б-га”: человек, как и Б-г, тоже в каком-то смысле властвует и управляет всем мирозданием.

В таком же подобии, если можно так выразиться, сотворил Он человека, и дал ему власть над мириадами сил и бесчисленных миров. Отдал их в его руки, чтобы он руководил ими, в соответствии с деталями хода[1] его деяний, слов и мыслей, и всем его поведением. И в сторону добра, или, не дай Бог, наоборот.

Потому что своими положительными делами, словами и мыслями, человек дает существование и придаёт энергию многим духовным силам и мирам, прибавляет им святости и света. Как сказал пророк: «И положу слова Мои в устах твои…, чтобы насаждать небеса и основать землю» (Ишаяу 51:16). И сказали мудрецы (Брахот 64а): «ученики Мудрецов умножают мир в мире, как написано “и все сыны твои (Иерусалима) будут учениками Господа, и велик мир сыновей твоих”. Не читай “сыновей твоих” (банаих), а читай “строителей твоих” (бонайх)». Ибо они (изучающие Тору) выстраивают Высшие миры, как строители выстраивают здание, и придают им великую силу.

И наоборот, не дай Бог, посредством своих негативных поступков, слов или мыслей, человек разрушает многие силы и высшие миры так, что даже трудно себе представить. Как сказано (Ишаяу 49:17) «Разрушители твои из тебя вышли». Он затемняет или преуменьшает их свет и святость[2], и соответственно добавляет силу мирам нечистоты.

В этом смысл фраз «И создал Всесильный (Элоим) человека по образу Своему, по образу Элоим создал его» (Берешит 1:27); «Ибо по образу Всесильного (Элоим) сделал человека» (9:6). Как Он всесилен, обладает всеми силами, находящимися во всех мирах, и упорядочивает их и управляет ими каждое мгновение, по воле Своей. Так Он пожелал дать власть человеку, чтобы управлял мириадами сил и миров, согласно его поступкам во всех их аспектах и деталях в любое мгновение. Все в соответствии с духовным корнем его дел, слов или мыслей, как будто и он обладает властью над ними.

И сказали мудрецы в Мидраш Раба (к Эйха 1:6 «И пошли без сил перед преследователями), сказал Раби Азарья от имени р. Йегуды бен Симона: В то время, когда Исраэль выполняют волю Бога, они добавляют силу Небесам. Как сказано “В Б-ге будем преуспевать” (Псалмы 60:14). А когда Исраэль не выполняют волю Бога, они этим как будто ослабляют силу Небес. Как сказано (Дварим 32:18) “Скалу, породившую тебя, ты ослабляешь”.

И во многих местах Зоара сказано, что грехи человека наносят ущерб в духовных мирах, и наоборот, как сказано выше. Об этом и сказано (в Псалмах 68:35): “Дайте силу Б-гу”.

И в Зоаре, в начале главы Бо: “И был день, когда пришли сыны Б-жьи (ангелы) предстать на Г-спода” (Иов 1:6). Когда ангелы хотят свидетельствовать о нехороших делах Израиля, они свидельствуют на Б-гом. Ведь, когда Израиль недостойно поступает, они этим как будто бы ослабляют силу Святого, благословен Он. А когда поступают хорошо, дают силу Богу. И об этом сказано “Дайте силу Б-гу”. Чем? Достойными делами.

И поэтому сказано “Дайте силу Б-гу (Элоим)”, и так же “В Б-ге (Элоим) будем преуспевать”, ведь Элоим означает “Обладатель всех сил, Всесильный”, и как мы уже говорили выше.

Комментарий

После того, как в предыдущей главе мы узнали смысл имени Элоим, здесь автор объясняет суть концепции “человек сотворен по образу Б-га”: человек, как и Б-г, тоже в каком-то смысле властвует и управляет всем мирозданием. Но не следует ошибочно предполагать, что как все обладатели сил в мире называются элоим, так и человек получил какую-то силу от Всевышнего властвовать в мире. Ведь все остальные обладатели сил не сотворены по образу Б-га. У них есть только определенная конкретная сила, которая не абсолютна. У человека же есть бóльшая сила, он своими деяниями влияет на само управление имени Элоим. Он стоит напротив Всевышнего и своими деяниями устанавливает мощь раскрытия Его божественности и царства — насколько власть Всевышнего раскроется в мире.


[1] Человек управляет мирами посредством своего свободного выбора, именно им он действует и движется. И когда изменяется что-то в его выборе, изменяется в соответствии с этим и высшее Управление.

[2] В нижнем мире можно разрушить, в более высоком — только затемнить, а в самом высоком — только преуменьшить свет, а не полностью затемнить.

Перевод: Пинхас Зидман

 

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Про лошадей. Недельная глава Бэшалах

р. Ури Калюжный

Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?

Недельная глава Бешалах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах