Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Лех Леха, Авраам, Гостеприимство, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«Вот я решился говорить с Г-сподом, а ведь я прах и пепел»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказал Всевышний Аврааму: «Ты сказал, что ты прах и пепел» (то есть, Авраам бесконечно умалял себя перед Творцом — прим.). Клянусь, что Я дам за это твоим потомкам две заповеди: пепел красной коровы и прах, которым поят сота».
Попробуем разъяснить, каким образом две эти заповеди следуют из сказанного Авраамом: «А ведь я прах и пепел».
Притча.
Один человек устроил пир. Среди приглашенных был один честный, праведный и уважаемый человек, которому подобало сидеть во главе стола, но поскольку он был беден, то он выбрал себе место подальше, предназначенное для простых людей. Хозяин захотел оказать ему почет, и посадил рядом с этим гостем всех остальных важных гостей. Таким образом, его место стало почетным.
Смысл этой причти в том, что наш праотец Авраам, да покоится с миром, был очень скромен и незначителен в собственных глазах. Поэтому он сказал: «Я прах и пепел». Всевышний же пожелал оказать почет этому праведнику и сказал: «Я сделаю прах и пепел важными вещами». Это то, что имел в виду Всевышний, сказав: «Клянусь, что я дам за это твоим потомкам две заповеди…».
«И воззвал ангел Б-га к Аврааму второй раз с Небес»[3].
Необходимо понять, почему ангел дважды воззвал к Аврааму. И требуется еще разъяснить, почему в первый раз сказано: «Не скрыл ты своего единственного сына от Меня», а во второй раз не сказано «от Меня». Следует сначала отметить, что Авраам пребывал в великой радости, когда шел возлагать Ицхака на жертвенник. В мидраше сказано, что он радовался, как если бы вел своего сына под хупу. И мы тоже писали[4], что наш праотец Авраам, да покоится с миром, считал, что это повеление принести Ицхака в жертву было величайшим благом Всевышнего. Ведь все его желание иметь потомство было для того, чтобы оставить после себя сына, который, как и он, полностью посвятил бы себя служению Всевышнему, чтобы доставить Ему радость. А ведь человек всю жизнь не может быть уверен в себе, как сказали мудрецы[5]: «Не доверяй себе до дня твоей смерти». Поэтому, когда Всевышний велел Аврааму: «Возьми сына твоего. и принеси его там в жертву», он обрадовался, ведь этим его сын достигнет цели своего существования. А этого тяжело достичь даже за годы жизни. В таком случае, можно было бы сказать, что Аврааму, не дай Б-г, не полагалась награда за возложения сына на жертвенник, ведь мудрецы сказали: «Сколько усилий, столько награды»[6]. И уже писал Рамбам[7], да будет благословенна память о нем, что если спросить, чья награда больше, согласно Торе: того, кто по своему характеру склонен к благочестию, и выполнению повелений Б-га или того, кто владеет собой и обуздывает свое дурное начало, то ответ уже дан мудрецами: «Сколько усилий (в исполнении заповеди — прим.), столько награды». И разъясняется, что хотя больше награды получит тот, кто прилагает усилия и обуздывает свое дурное начало, чтобы выполнить заповедь, все же Всевышний больше ценит благочестивого.
[1] Берешит 18:27
[2] Мидраш Берешит Раба 49:11
[3] Берешит 22:15
[4] Книга «Коль Яаков» (132, 2)
[5] Авот, глава 2
[6] Авот, глава 5
[7] «Восемь глав», глава 6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»