Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки теце, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Если дашь обет Б-гу твоему, не замедли исполнить его. То, что произнесли уста твои, храни и исполни все, что обещал Б-гу твоему, добровольный дар, о котором говорил ты…, Ведь Б-г твой взыщет с тебя за него.»[1].
Следует понять, почему Всевышний взыщет с давшего обет. Разве это долг? Ведь это обещание дать подарок! У людей принято так — если один человек пообещает другому подарок, и не даст, разве тот станет требовать его, как будто выплаты долга?! Знай, что когда люди говорят на земле, их слова, — это подготовка к действию. Но на Небесах слова действуют как поступок, как сказали мудрецы[2]: «Сказать “это Небесам”, это как дать “это” (“это” — на Храм, на цдаку, на синагогу, на другую мицву — прим.) человеку». И в этом заключается суть обета. Поэтому, когда человек в момент опасности или беды берет на себя обязательство перед Творцом, это обязательство засчитывается как поступок, и потому защищает его.
Сказано: «ведь с первого дня, когда направил ты сердце свое понять и поститься. были услышаны слова твои»[3]. А раз так, то тебе может показаться непонятным, почему так строго требуют у человека, что он обязан выполнить обет. Ответ: следует возместить произнесенное устами.
Притча.
Один человек взял у кого-то в долг дорогую вещь и подарил вельможе. Хозяин вещи через какое-то время потребовал ее назад. Даже если заимодавец поведет его на разбирательство к тому самому вельможе, чтобы должник либо вернул вещь, либо заплатил за нее, то вельможа сделает все, чтобы тот заплатил. И хотя тот взял вещь, на самом деле, для подарка этому вельможе, и, фактически, он уже отдал ее, но заплатить-то он обязан.
Смысл этой притчи в том, что когда человек находится в беде, он «берет в долг» слова у своих уст и дает подарок Творцу, чтобы уплатить свой долг перед Небесами и смягчить свой приговор. А когда беда прошла, он должен вернуть своим устам «одолженное», как сказано: «…не нарушит слово свое. Все, что вышло из уст его, должен сделать»[4]. И это то, что сказано: «Если дашь обет Б-гу твоему, не замедли исполнить его. Ведь Б-г твой взыщет с тебя за него.». А если скажешь: «Но ведь я обещал дать подарок!», — то ответ Всевышнего на это: действительно, Мне ты ничего не должен, но ты должен сделать то, что сказал, и это то, что сказано: «.то, что произнесли уста твои храни и исполни все, что обещал Б-гу твоему, добровольный дар, о котором говорил ты». То есть, у Всевышнего твои слова засчитываются как действие, но тебе следует выполнить то, что ты сказал, чтобы не считаться лжецом.
[1] Дварим 23:22-24
[2] Кидушин 28б
[3] Даниэль 10:12
[4] Бемидбар 30:3
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»