Темы: Тора и наука, Кашрут, Замир Коэн
Один из основных законов о разрешенной и запрещенной пище гласит: «Выходящее из нечистого (например, яйцо или молоко) — нечисто, а выходящее из чистого — чисто».
Как же, несмотря на этот закон, нам и нашим предкам разрешается есть пчелиный мед? Ведь он изготовлен из нектара цветов, и нельзя сказать, что он выходит из пчелы точно таким, каким был, безо всяких добавок и остается тем же нектаром. Для получения меда необходимо особое вещество, которое находится в теле пчелы. Именно оно и превращает нектар в мед. Как трава, съеденная верблюдом в его теле, превращается в молоко, которое запрещено пить по принципу «выходящее из нечистого — нечисто», точно так же и мед должен быть запрещен для еды, потому что пчелы запрещены для еды.
Это факт. И даже если бы мед можно было приготовить из нектара без специального вещества, образующегося в теле пчелы, все равно желудок пчелы при обработке пищи выделяет разные соки, как и желудки других насекомых и животных. И только из-за этих соков, которые смешиваются с нектаром и находятся в меду, следовало бы мудрецам Израиля запретить употребление меда в пищу.
Однако последние исследования открыли два удивительных факта:
Эти открытия снимают вторую проблему о желудочных соках в пчелином меду.
А как быть с первой проблемой? И вот, следующее исследование открывает еще один факт. Желудок пчелы выделяет энзим, который расщепляет двумолекулярные сахара нектара на одномолекулярные сахара меда (а в меду есть сахар, представляющий собой химическую связь, подобную глюкозе (виноградному сахару) и фруктозе (сахару фруктов).
Но после того как энзим, вырабатываемый пчелой, выполняет свою работу, расщепляя сахара нектара, он полностью распадается сам, так что от него ничего не остается, и пчела потом выделяет чистый нектар без всяких добавлений в восковую ячейку меда!
Отсюда ясно, почему мы можем есть пчелиный мед. Если бы во времена Талмуда был университет и ученых того времени спросили, можно ли евреям есть мед, в соответствии с их законом, который запрещает пить молоко нечистого животного, нет сомнения, они бы дали отрицательный ответ, считая невозможным, чтобы в мед не подмешались какие-то вещества из тела пчелы.
Однако в Устной Торе отражено, что наши мудрецы приняли от своих отцов, а те от своих, и так до Моше рабейну на Синае, краткую информацию, одну фразу (Талмуд, Бхорот, 7б):
«Пчелиный мед разрешен. Потому что вносит его в свое тело, но не выделяет его (как сок) из своего тела».
из журнала «Мир Торы», Москва
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»