Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«И да будут глаза твои видеть учителей твоих» (Йешаягу 30:20).
Рав Натан Цви Финкель — Саба из Слободки — встретил своего великого учителя рава Симху Зисселя Бройде — Сабу из Кельма — и первое услышанное им выступление, посвященное величию человека, навечно запечатлелось в его душе, повлияло на его восприятие Торы, привело к Учению Мусар и изменило всю его жизнь. Давайте определим суть Учения Мусар как уникального пути возвышенного служения, сложившегося в ешиве Слободка, и убедимся в том, сколь существенно оно может преобразить нашу жизнь сегодня, столетие спустя…
«Трепет перед Г-сподом — сокровище Его…» (Йешаягу 33:6).
Трепет человека перед Небесами — единственная ценность, которую Творец помещает в Свою небесную сокровищницу, как сказано: «Трепет перед Г-сподом — сокровище Его…»[2] Сказал царь Шломо в своей мудрости: «Трепет пред Б-гом — начало Знания. Мудрость и Мусар глупцы презрели»[3]. Именно в обретении человеком трепета перед Всевышним, приводящего к исправлению качеств души, и состоит суть Учения Мусар. Нередко от несведущих людей можно услышать, что Мусар — это этика. Однако такой в корне неверный перевод со святого языка на греческий является глубочайшим заблуждением и абсолютно не отвечает истинной сути этого Учения. Наш народ никогда не разделял философии эллинизма — греческого воззрения на мир, существенной составляющей которой была именно этика. Различие между Мусаром и этикой как раз и отражает полярность во взглядах на Творение и душу человека между Яаковом и Эсавом — Израилем и народами греко-римской цивилизации. Мусар — Учение, раскрывающее Творца мироздания, приводящее людей к возвышенной духовной жизни; этика — замена Б-жественного Завета набором принятых людьми правил поведения для своей мнимой пользы и блага в мире, из которого они полностью вытеснили Создателя.
В Доме Учения в Кельме Мусар называли «Мудростью трепета»… Учение Мусар — это не нечто новое, возникшее лишь в конце XIX века, — оно является ориентиром в мироздании и поддерживает душу человека с первых дней Творения. О нем неоднократно говорится в Торе, повествуется в книгах Пророков и рассказывается в Писаниях: «И вот заповедь, повеления и законы, которым Г-сподь, Б-г ваш, повелел учить вас, чтобы исполнили вы их на Земле, в которую поднимаетесь для овладения ею. Дабы ты трепетал перед Г-сподом, Б-гом твоим, соблюдал все Его повеления и законы, которые Я заповедаю тебе, — ты и твой сын, и сын твоего сына, во все дни жизни твоей, чтобы продлились дни твои»[4].
Нам заповедует Тора: «Перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи и Ему служи, и именем Его клянись»[5]и (тогда) Именем Его клянись. Если ты обладаешь всеми этими качествами (названными здесь), если ты страшишься Имени Его и служишь Ему, тогда клянись Его Именем, потому что, страшась eго Имени, ты будешь осторожен в своих клятвах, в противном же случае не клянись. Царь Давид сказал: «Начало мудрости — трепет перед Господом…»[6] Царь Шломо завершил книгу Коэлет следующими словами: «Послушаем заключение всему: перед Господом трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — весь человек»[7]. Царь Давид говорит в Теилим: «Сколь велико благо Твое, которое Ты сокрыл для трепещущих перед Тобой…»[8] Учение Мусар особенно важно в наше время, когда разрушительный процесс отдаления евреев от Торы достиг предела. В ешиве «Кнессет Исраэль» в Слободке была развита цельная система, дающая знание о том, как исправить себя и преодолеть преткновения, которые люди постоянно испытывают на протяжении всей своей жизни.
[1] Это вступление, составленное главным редактором этого издания, имеет целью возведение моста, соединяющего видение мира современного мыслящего человека с духовной реальностью царства Торы в Слободке. Мы рекомендуем его внимательно прочесть, чтобы понять, на что в первую очередь обратить внимание в этой книге, не упустить суть Учения Мусар и обрести способность видеть Творение, залитое светом мудрости трепета, каким его раскрыл великий учитель Мусара рав Натан Цви Финкель.
[2] Йешаягу 33:6.
[3] Мишлей 1:7.
[4] Дварим 6:1-2.
[5] Дварим 6:13.
[6] Теилим 111:10.
[7] Коэлет 12:13.
[8] Теилим 31:20.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»