В нашей недельной главе сказано: «И было, когда он (Моше) приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (32, 19). Непонятно.
Когда Моше был на горе, Всевышний сказал ему: «Ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (32, 7). Т.е. Моше уже знал о том, что случилось. Почему он не разбил скрижали сразу, как узнал об этом? Что нового он узнал, когда спустился с горы? Почему разбил скрижали именно тогда? Сфорно объясняет это так:
Конечно, Моше знал, что евреи согрешили, сделали золотого тельца. Но когда он спустился, увидел не только тельца, но и пляски вокруг него. Евреи не только совершили преступление, но совершили его с радостью. Сама радость их придала преступлению значительно большую силу... Поэтому Моше и разбил скрижали. Итак, грех создания золотого тельца можно исправить. Но «пляски» в связи с его созданием — грех, который исправить намного тяжелей.
Ребе из Сохачева пишет в предисловии к своей книге Эглей таль:
Некоторые люди ошибаются, говоря о пути разума в изучении Торы. Они полагают: если человек получает радость и удовольствие от изучения Торы, то это не учёба во имя учёбы — это учёба ради собственного удовольствия. В действительности это ошибка. Всевышний велел учить Тору в радости — тогда слова Торы проникают в кровь человека и он привязывается к Торе всей душой.
Сказано в книге Зоар: и доброе начало (йецер тов), и дурное начало (йецер ра) человека возрастают от радости. Доброе начало — от радости Торы, дурное начало — от радости преступления. А если от радости Торы растёт доброе начало человека, то радость — самое главное в заповеди изучения Торы.
Человек растёт от того, что «присоединяется» к Торе, становится единым с ней. И наоборот, радуясь нарушению, преступлению, человек «соединяется» с ним, становится с ним единым целым. Радость — та сила, которая способна «сдвинуть» нас, изменить в том или ином направлении.
С другой стороны, если человек понимает уровень заповеди, её ценность, знает, что такое мицва, то он не может не радоваться, выполняя её. Рав Пинкус поясняет это с помощью следующего сравнения: человек идёт по улице и находит кошелёк, туго набитый купюрами достоинством в 200 шекелей. Если он поднимает этот кошелёк с грустью на лице, значит, цена денег ему неизвестна.
Тот, кто знает, что такое мицва, знает, сколько «выигрывает», выполняя её, — не может не радоваться. И эта радость, в свою очередь, поднимает его выше и выше. Ари а-Кадош говорил: всё его великое знание в Каббале было достигнуто благодаря радости, которую он получал от мицвот.
Научиться испытывать радость от Торы и мицвот, научиться ощущать их истинную ценность — это, по большому счёту, единственная возможность жить полноценной еврейской жизнью.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»