Из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»», темы: Амида, Прощение, Еврейская молитва, Давид Штайнойз, Геула
Взгляни на наши страдания,
И заступись за нас,
И освободи нас в скором времени,
Ради Имени своего!
Ведь Ты — Великий Избавитель!
Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!
Если три первых и три последних из «Восемнадцати благословений» — восхваления и благодарность Всевышнему, то все остальные — просьбы.
Их можно разделить на четыре группы.
Первые три: о Знании, Прощении и Раскаянии — относятся к духовности — сфере, куда уходят корни всех бед. Обретя Знание, Вернувшись на путь Всевышнего и получив Прощение, мы решили бы все проблемы.
И всё же, три следующие просьбы — из области материального. Но почему? Если материальные трудности служат исправлению духовного, почему мы просим избавить от них? Если наша цель — приблизиться к Всевышнему, разве не достаточно первых, «духовных» просьб?
Влияние Творца на мир осуществляется по двум «каналам». Первый из них напрямую связан с нашими поступками и исполнением заповедей. Правильный выбор влечёт за собой награду, а пренебрежение желанием Всевышнего неизбежно наказывается.
Но второй «канал» — поток чистого Милосердия, не зависящего от нашего умения выбрать между «добром и злом».
Всевышний не просто наказывает и награждает. Он ведёт Нас, иногда помимо нашей воли, к намеченной цели, — исправлению Мира, чтобы оделить каждого абсолютным Благом. Просьбы о нуждах этого мира исходят из нашего несовершенства. Более того, мы порою просто не достойны просимого. И тем не менее, должны взывать к Его неограниченному Милосердию.
Первая из просьб — об освобождении. Не о Великом грядущем Освобождении эпохи Мошиаха, — об этом дальше — о восстановлении Йерушалаима и царства Давида, — но, по словам РаШИ[1], спасении от несчастий, как переживаемых народом Израиля в целом, так и бед, приходящих к каждому из нас по отдельности.
Мы просим Всевышнего «взглянуть» на наши теперешние страдания. Но разве Он не видит и не чувствует их больше, чем мы сами?
Этот парадокс разъяснён Рамхалем в книге «Даас твунот».
Есть два состояния мира. Сокрытие и Открытие «лица» Всевышнего.
Сокрытие — когда нам кажется, что Всевышний «не видит», Всевышний «не знает». Но мы-то знаем, что Он «видит». «Взгляни на наши страдания» — призыв к Всевышнему управлять этим миром так, чтобы всем, — и нам, и нашим врагам, — стало очевидно: Всевышний видит и чувствует каждую нашу беду. Сокрытие Лица было в Египте. То есть, казалось, что Всевышний «закрыл глаза» на страдания народа. Когда начался Исход, евреи находились на самой низкой из духовных ступеней. Ангелы, руководствуясь Мерой Суда, кричали: «Почему их выводят из Египта? Разве они достойны?!» Но наступил час Раскрытия Лица. Мера Правосудия отступила, и вспыхнул свет Милосердия
Чем яснее человек ощущает добро Всевышнего, тем вероятней сможет открыть ворота Милосердия, возвышающиеся над принципом Награды и Наказания.
Взгляни на наши страдания
ראה בעניינ
Дай знать нам, что Ты видишь несчастья наши, и что спасение близко!
И заступись за нас
וריבה ריבנו
Если беды исходят от неевреев, значит Народ Израиля ещё далёк от совершенства. Наше духовное состояние не позволяет справиться с врагом. Мера Правосудия не допускает нашей победы. Только обращение к Милосердию Всевышнего может помочь. Только Б-г, несмотря ни на что, может заступиться за нас.
И освободи нас в скором времени
וגאלנו מהרה
Мы знаем, беды Народа Израиля преходящи. Это нам обещано. Мы просим ускорить исполнение этого обещания.
Ради Имени Твоего
למען שמך
Бедственное положение евреев — осквернение Имени Б-га. Избранный Всевышним народ выглядит несчастным, покинутым племенем, словно некому за него вступиться. Пусть даже мы не достойны, всё же просим спасти нас, ради Имени Творца, чтобы народы Мира воочию увидали — Кто является нашим защитником…
Ведь Ты — Великий Избавитель
כי גואל חזק אתה
Пусть все обвинители кричат: «Им не положено!», Всевышний затыкает им рты и Милосердием приводит избавление.
Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!
ברוך אתה ה', גואל ישראל
Ежедневные козни врагов — наша общая боль. Мы утешаемся знанием: «Всевышний не отвернулся от нас. Он каждый день, каждый час спасает от притеснителей и готовит полное Избавление».
Нет нужды далеко ходить, чтобы отыскать образ, вызывающий сострадание к бедствиям Народа Израиля. Эти бедствия у нас перед глазами. По словам Мудрецов[2], еврейский народ, как одна овца среди семидесяти волков. Мы живём в эпоху «волков». Каждый из нас молитвой вносит свою лепту в спасение от врагов.
a href="#ftnref1" name="ftn1" title="">[1] Мегила,17,2
a href="#ftnref2" name="ftn2" title="">[2] Мидраш Раба, Эстер:10 — 11
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»