Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о царе, который предоставил власть царице над всем богатством

Зависть, гордыня и жажда почестей уводят человека из этого мира. Сказали ангелы Всевышнему: «Владыка всех миров! Что есть человек, что Ты знаешь его (уделяешь ему внимание)?»[166] «Человек подобен дуновению»[167], а Всевышний — «нет на земле подобного Ему»[168]. Всевышний ответил им: «Вы восхваляете Меня на небесах, а он восхваляет Меня на земле. И потом, разве вы можете дать имена всем животным?» Попробовали ангелы, но не смогли этого сделать. Тут же встал Адам и дал имена всем животным, как сказано: «И дал человек имена всем животным»[169]. Увидев это, ангелы сказали: «Если мы не найдем способа управиться с человеком, который в будущем согрешит, то не сможем его одолеть».

Одним из главных ангелов был Самаэль (ангел смерти). У других ангелов было по шесть крыльев, а у него 12. Взял он своих подчиненных, спустился посмотреть на творения Всевышнего и не нашел творения, способного навредить человеку больше, чем змей, о котором сказано: «А змей был самым коварным из всех животных»[170]. Он был похож на верблюда. Самаэль взобрался на него и поехал на нем. Тора кричала ему: «Самаэль! Ведь мир был только что сотворен. Неужели сейчас надо бунтовать против Творца?! Сейчас же поднимись на небеса!»[171] А Владыке мира «смешны конь и всадник его» (то есть Он ослабляет власть Самаэля на небесах и на земле)[172]. Если в человека вселился злой дух, разве он совершает свои поступки по своему желанию? Разве говорит собственные мысли? Всё, что он делает, делается по наущению злого духа. Так и змей — всё, что он делал и говорил, было по наущению Сама-эля. О нем сказано: «Во зле своем будет повергнут злодей»[173].

Это подобно истории про царя, который женился. Он предоставил царице власть над всем богатством, которое у него было, и над всеми драгоценными камнями и жемчугом, которыми он владел, и сказал: «Я даю тебе в руки всё, что у меня есть, кроме этой бочки, полной скорпионов». Зашел к ней один старец попросить уксус (намек на дурное начало, которое толкает человека на глупость). Он спросил: «Что отдал царь в твои руки?» Она ответила: «Он отдал в мои руки всё, кроме этой бочки со скорпионами». Сказал ей старец: «Да ведь царь держит в этой бочке самое большое богатство. А тебе он сказал иначе, потому что хочет привести еще одну жену и отдать эту бочку ей». Тот царь — это Адам, его жена — Хава, а старец, пришедший за уксусом, — змей. О них сказано: «Там падут творящие нечестие, толкнут (их), и не могут встать»[174].

Змей рассудил сам с собой так: «Ясно, что если я обращусь к Адаму, то он меня не послушает, так как мужчина не спешит менять свое мнение. Поэтому обращусь к женщине, которая может передумать с легкостью, и я уверен, что она меня послушает. Ведь женщины прислушиваются к любому совету», как сказано: «Прислушивается к другим и не понимает, к чему это ведет»[175]. Пошел змей к женщине и спросил: «Это правда, что вам велено не есть с этого дерева?» Хава ответила ему: «Да», как сказано: «Только от плодов дерева… не ешьте от него и не прикасайтесь, чтобы не умереть»[176]. В ее словах змей нашел лазейку и сказал: «Это повеление было дано из зависти, ведь, как только вы поедите от этого дерева, станете подобными Богу. Он творит миры и разрушает их, и вы тоже сможете творить и разрушать миры. Он умерщвляет и оживляет, и вы сможете умерщвлять и оживлять», как сказано: «Ведь знает Бог, что в день, когда вы отведаете его, откроются глаза ваши»[177].

Змей подошел к дереву и дотронулся до него. Дерево закричало: «Злодей! Не тронь меня!», как сказано: «Рука злодея не сдвинет меня», «Там падут творящие нечестие, толкнут (их), и не могут встать»[178]. Змей вернулся к женщине и сказал: «Я дотронулся до дерева и не умер. И ты тоже дотронься, и не умрешь». Пошла женщина и дотронулась до дерева. Увидев, что к ней идет ангел смерти, она сказала: «Может быть, сейчас я умру, а Всевышний сделает Адаму другую жену. Сделаю так, чтобы он поел от плодов этого дерева со мной. Если умрем, то умрем оба, а если останемся жить, то будем жить оба». Хава сорвала плоды Древа познания, и поела, и мужу своему тоже дала поесть, как сказано: «И взяла от плодов его, и ела, и дала мужу своему»[179]. Когда Адам поел от плодов дерева, его глаза раскрылись и зубы притупились. Он сказал Хаве: «Чем ты меня накормила, что раскрылись глаза мои и притупились зубы? Так же притупятся зубы у всех грядущих поколений».


[166] Теилим 144:3.

[167] Теилим 144:4.

[168] Иов 41:25.

[169] Берешит 2:20.

[170] Берешит 3:1.

[171] Иов 39:18.

[172] Иов 39:18.

[173] Мишлей 14:32.

[174] Теилим 36:13.

[175] Мишлей 9:13.

[176] Берешит 3:3.

[177] Берешит 3:5.

[178] Теилим 36:12-13.

[179] Берешит 3:6.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»