Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Порой человек завидует ближнему по причине того, что Б-г наделил его богатством и во всех его деяниях — успех. И поэтому он завидует ему. И уже зависть перерастает в ненависть.

Глава 3. В которой будут разъяснены причины, из-за которых разгорается беспочвенная ненависть

А теперь разъясним по порядку те причины, из-за которых люди ненавидят других. Их немного, и перечислим их по порядку. Первой же из них является зависть, которая зарождается по следующим поводам:

  1. Порой человек завидует ближнему по причине того, что Б-г наделил его богатством и во всех его деяниях — успех. И поэтому он завидует ему. И уже зависть перерастает в ненависть.
  2. А иногда коллеги завидуют мастеру, превзошедшему их в своём мастерстве и через это ставшему известным. И они начинают ненавидеть его, считая, что он оттягивает к себе их клиентов И этим портит их заработок.
  3. Кого-то уважают больше, чем его, и это причиняет ему боль. Он стремится снискать такое же уважение окружающих, но почет «избегает» его, а то и находит вместо почета позор. И из-за этого он полностью ненавидит ближнего, которому оказывают уважение.
  4. Порой некто известен всем, как человек исключительных душевных и моральных качеств, и, хотя другой и знает за собой, что ему далеко до уровня этого человека, всё же такова человеческая природа, что он завидует успеху и достижениям другого.

Все подобные ситуации влекут за собой беспричинную ненависть одного человека по отношению к другому, но сейчас я покажу, что все эти причины — в основе своей лживы, и вообще не могут служить оправданиями для ненависти ближнего.

Что касается первого повода, а именно, зависти чужому богатству, — ведь известно, что Всевышний дарует богатство двум типам людей: или тем, кто милосерд и мягкосердечен, и такие наверняка используют полученное богатство, чтобы помогать нуждающимся и беднякам. Они как казначеи сокровищницы Творца, помогают неимущим, и это, безусловно, богатство во благо его владельцу. А порой богатством одаряется тот, кто своими многими прегрешениями заслужил суровую кару, но, вместе с тем, совершил и что-то богоугодное (заповедь). И такому Всевышний посылает богатство, как оплату за те немногие заповеди, что тот исполнил, чтобы лишить злодея награды в мире грядущем. И тогда это богатство во вред владеющему им, и в конце концов оно сгинет, не оставив следа. Обдумав всё это, человек должен понять, что глупо завидовать и ненавидеть ближнего из-за того, что тот богат. Потому что получить богатство по-хорошему, как видно, он не удостаивается, и это потому, что, скорее всего, он не стал бы помогать бедным подобающим образом. А, с другой стороны, как возможно завидовать человеку, который «поедает» свой грядущий мир в этом проходящем мире и которому дают богатство в этом мире в качестве расплаты с ним за немногие добрые дела его, разве бы обрадовало человека такое богатство? И как сказали наши мудрецы в трактате Авот (4:17): «Лучше час благоденствия в Мире Грядущем, нежели вся жизнь в достатке в мире этом». Таким образом, как мы увидели, нет причины ненавидеть богача за то, что он богат.

Что же до второго повода, когда один ненавидит другого за то, что тот более умел и, поэтому, он думает, что происходит отток заказчиков от него к умельцу, — об этом уже высказались наши мудрецы (тр. Йома 38б): «Человек не способен дотронуться до уготованного другому даже на толщину волоса»; и то, что человеку полагается заработать, трудясь, он заработает без напряжения и страданий, так как то, что предопределено получить одному от Всевышнего, никто другой у него не в состоянии забрать. Если человек будет таким образом воспринимать данную ситуацию, он наверняка перестанет ненавидеть ближнего.

О третьем поводе, когда ненависть иногда продиктована тем, что другой пользуется бо́льшим уважением. Каждый должен знать, что этому человеку полагается весь этот почет, как написано: «чтящего Меня — чтить буду» (Шмуэль 1, 2:30), и, таким образом, если бы не уважение свыше, то этот человек не был бы уважаем и людьми. Теперь же, когда тот заслужил уважения с небес, невозможно лишить его этого уважения, а тот, кто попытается сделать это, будет опозорен сам в той же мере, в какой хотел унизить ближнего.

И четвёртый повод, когда человек ненавидит другого за то, что моральные и душевные качества того — возвышеннее, совершеннее, — это несусветная глупость: чем провинился обладатель таких качеств, если Всевышний пожелал одарить его ими?! И ведь, безусловно, эти качества у их носителя — свыше, и, таким образом, нет ни малейшей причины ненавидеть его!

В итоге, мы разобрали все четыре причины, упомянутые в начале, и увидели, что, если ненавидящий вдумается во все перечисленные возражения, если он доверяет нашим мудрецам, он поймёт, что все его доводы в пользу этой ненависти — пустой звук, и нет никакой настоящей причины ненавидеть своего ближнего.


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...