Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Исправление качеств, Самосовершенствование, Материальность
Путь достижения этого качества легок для того, кто уже приложил старания в достижении качеств, о которых мы говорили раньше. Ведь если человек вглядится внимательно и вдумается в ничтожность наслаждений и благ этого мира, как я писал об этом выше, он презрит их и будет воспринимать их не иначе, как зло, печальное следствие темной и грубой материальной природы. А когда ему станет очевидно, что все это действительно порок и зло, ему, несомненно, будет нетрудно отвергнуть их и вырвать из сердца. Следовательно, чем больше и глубже будет он познавать низменность материальности и [связанных с ней] наслаждений, тем легче ему будет достичь просветленности мысли и сердца, дабы не обращаться в сторону дурного начала ни в каких поступках. И будет он в своих материальных действиях вести себя так, как будто его вынуждают так поступать, и не более.
При этом так же, как просветленность в мысли мы разделяем на два вида, относя один из них к действиям телесным, а другой — к служению, так и средства приобретения разделяются на два вида. Путь достижения просветленности мысли в телесных действиях — это постоянный пристальный взгляд на низменность этого мира и его удовольствий, как я уже писал. А для достижения просветленности мысли в служении нужно размышлять о лживости почестей и приучить себя избегать их. И тогда человек очистит себя от того, чтобы в своем служении обращать внимание на славу и почести, которые воздают ему люди, и все его мысли до единой будут обращены к Г-споду нашему, который — наша истинная слава, ибо Он — все благо наше и совершенство, и нет ничего, кроме Него, как сказано (Дварим 10:21): «Он — слава твоя, и Он — Б-г твой…».
А среди действий, приводящих человека к этому качеству, — постоянная готовность к служению и исполнению заповедей, так, чтобы не приступать к их исполнению внезапно, когда разум не сосредоточен и человек неспособен думать о том, что он делает. Напротив, нужно подготовить себя, постепенно настроить сердце, углубиться в размышления и задуматься о том, что собираешься делать и для кого. И после подобного углубления будет легче отбросить поверхностные мысли и сообщить сердцу должный и желанный настрой. Заметь, что благочестивые люди прежних, далеких поколений час готовились к молитве и только потом молились (Брахот 30б): «…для того, чтобы обратить сердца к Всевышнему». Ясно, что они не теряли этот час впустую, — они настраивались, готовя сердца к предстоящей молитве. Они изгоняли чуждые мысли и исполнялись необходимым страхом и любовью, как сказано (Иов 11:13): «Если ты приготовил сердце свое, и простер к Нему руки свои…».
Лишают качества просветленности [три недостатка в служении]: то, что человек недостаточно размышляет об упомянутых выше предметах, то есть о глупости и ничтожности удовольствий, а также стремление к почестям и недостаточная подготовка к служению. Два первых [недостатка] приуготовляют соблазн для мыслей и направляют их к посторонним устремлениям, и те уподобляются неверной жене, которая вместо мужа принимает других, и потому назвали [мудрецы] посторонние мысли «развратом сердца», как сказано (Бемидбар 15:39): «…и не будете следовать за сердцами вашими и за глазами вашими, которые ведут вас к разврату». Ведь [из-за этих мыслей] сердце отвращается от верного и всестороннего взгляда на вещи, к которому ему следовало бы быть привязанным, и обращается к миражам и ложным фантазиям. А недостаточная подготовка приводит к тому, что [первозданная] природная глупость человека, проистекающая из его материальности, так и не будет из него изгнана и осквернит его служение своим зловонием.
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»