Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди для судьи

271-я заповедь – запрещение мошенничать при обмере земли и при взвешивании товаров. И об этом Его речение: “Не творите несправедливости на суде, в измерении, в весе и в мере” (Ваикра 19:35). И поясняют мудрецы: “Не творите несправедливости на суде” – т.е. не извращайте законов измерения и взвешивания.

Вот как истолковывается содержание этого запрета (Сифра, Кедошим): “Не творите несправедливости на суде...” – это не запрет вершить несправедливый суд, потому что такой запрет уже дан (Ваикра 19:15; НД 273). Если так, то почему же сказано: “...на суде”. Научить нас, что проводящий измерение и взвешивание подобен судье (и обязан быть абсолютно объективен и неподкупен)”.

И там же (Сифра) пояснено: “В измерении...” – при измерении земли”. Т.е. проводящий измерение и раздел обязан точно следовать соответствующим правилам математики и использовать выверенные мерные инструменты, – но не следует измерять и взвешивать приблизительно, “на глаз”, как поступает большинство простолюдинов, потому что в таком измерении нет объективности. 

“...В мере и в весе” – имеется в виду взвешивание с использованием весов и гирь.

 

 

272-я заповедь – запрещение содержать в своем владении неверные гири и другие мерные инструменты, даже если мы не используем их для взвешивания и для измерения при продаже товаров. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Пусть не будет у тебя в твоей суме двух камней для взвешивания – большего и меньшего (чем установленный эталон. Т.е. один – больше эталона, чтобы покупать по нему, а второй – меньше эталона, чтобы с его помощью продавать – Раши); пусть не будет в твоем доме двух эйф (мер объема для сыпучих веществ) – большей и меньшей. Камень полный и верный должен быть у тебя, эйфа полная и верная должна быть у тебя, чтобы продлились твои дни на земле, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе” (Дварим 25:13-15).

В трактате Бава батра (89б) указано: “Человеку запрещено хранить в своем доме неверную меру, большую или меньшую, (чем эталон), – даже если он использует эту неверную эйфу в качестве ночного горшка”.

И не следует думать, что запреты “Пусть не будет... двух камней” и “Пусть не будет... двух эйф” – две самостоятельные заповеди. Но оба этих запрета составляют единую заповедь, относящуюся и к мерам веса, и к мерам объема. Тора как бы говорит: пусть не будет у тебя неверной меры – ни меры веса, ни меры объема, как мы разъяснили, комментируя соответствующую заповедь “Делай” (Д 208). Ведь это Его речение – “Пусть не будет у тебя в твоей суме двух камней... пусть не будет в твоем доме двух эйф...“ – подобно речению “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” (НД 235). И в том, и в другом случае одна заповедь включает в себя два запрета, связанных смысловым единством, и количество заповедей не увеличивается от того, что частица “не” повторена в речении несколько раз, – если все запреты объединены общим смыслом, как мы указывали в предисловии к настоящему сочинению, в “9-ом принципе”. И мы уже встречались с подобным примером в двухсотой заповеди “Не делай”, выраженной в Его речении “Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски...” (Шмот 13:7).

 

273-я заповедь – запрещение судье вершить несправедливый суд. И об этом Его речение: “Не совершайте несправедливости на суде” (Ваикра 19:15).

Эта заповедь запрещает отступать от законов Торы, приговаривая к наказанию невиновного или оправдывая виновного.

 

 

274-я заповедь – запрещение судье принимать подарки от тяжущихся сторон, даже если он судит по справедливости. И об этом Его речение: “И взяток не принимай, ибо взятка ослепляет зрячих и извращает речи праведных” (Шмот 23:8). Этот запрет повторен почти в тех же выражениях: “И не принимай взяток, ибо взятка ослепляет мудрых и извращает речи праведных” (Дварим 16:19).

В Сифри (Шофтим) разъясняется: “И не принимай взяток” – даже чтобы оправдать невиновного и приговорить виновного к наказанию”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Санхедрин (7б-8а).

 

 

275-я заповедь – запрещение судье во время судебного разбирательства лицеприятно относиться к одной из тяжущихся сторон. И даже если одной из тяжущихся сторон является действительно очень почитаемый и достойный человек, судья не должен оказывать ему особые знаки уважения и почитания. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И не лицеприятствуй великому: по справедливости суди ближнего твоего” (Ваикра 19:15).

В Сифре (Кедошим) говорится: “Как бы не подумал судья: “Этот подсудимый богач, он из знатной семьи – как же я могу его опозорить и увидеть посрамленным? Нет, нельзя позорить его”. Поэтому-то сказано: “И не лицеприятствуй великому”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Санхедрин и в трактате Швуот (30аб).

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Про лошадей. Недельная глава Бэшалах

р. Ури Калюжный

Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?

Недельная глава Бешалах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах