Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.

Имя Пинхас происходит от египетского слова тахпанхас. Писание утверждает, что Пинхас, хотя и был сыном Элазара, сына Аарона-первосвященника, то есть, родился в семье, не привычной ни к мечу, ни к копью, все же совершил поступок, достойный самой высокой оценки: «…Отвратил гнев Мой от сыновей Израиля», когда «…изошел гнев Мой на них» из-за их преступной привязанности к идолу по имени Баал-Пеор. Никто не смог утишить этот гнев Б-га, кроме Пинхаса. Начавшая в тот момент эпидемия должна была уничтожить весь народ, если бы не Пинхас, который, по словам Самого Б-га, «возревновал за Меня среди них», то есть, свершил ради ревностной заботы о Моей Славе то действие, которое собирался совершить Я Сам.

Уточнение «среди них» призвано подчеркнуть, что Пинхас, оказавшись посреди большого скопления народа, убил их властителя и руководителя, ничего не боясь. Из-за этого многие евреи утверждали, что Пинхас подвергается огромной опасности со стороны всего колена Шимона в целом и родственников убитого Зимри в частности: они просто-напросто могут в отместку убить его! Поэтому, — говорили они, — Пинхасу всегда придется просить, чтобы кто-нибудь сопровождал его, защищая от врагов. Кроме того, люди говорили, что Пинхас, убив человека и прикоснувшись к мертвому телу, стал непригодным для Храмового служения, «не приблизится к жертвеннику Б-га, ибо кровь пролил». Эти мнения побудили Б-га повелеть Моше, чтобы тот провозгласил среди всей общины сыновей Израиля две вещи. Во-первых, все должны были узнать, что благословенный Б-г заключает с Пинхасом Свой Союз Мира. Теперь он не должен будет бояться, видя, как к нему приближаются враги: кто осмелиться напасть на него и попытаться погубить, если его окружает и защищает союз с Самим Б-гом?! А во-вторых, что Пинхас из-за этого не только не перестал быть пригодным к служению в Храме, — напротив того, Б-г теперь заключает «с ним и с его потомством союз вечного священства». Это означает, что потомки Пинхаса всегда будут коэнами и первосвященниками и будут отличаться долголетием. Это — прямая

противоположность той клятвы, которой Б-г поклялся относительно дома первосвященника Эли. Потомком Пинхаса, по некоторым мнениям, является пророк Элияу: он тоже, подобно Пинхасу, «ревновал Б-жественной ревностью».

Таким образом, обе части полученной Пинхасом награды, — и обещание мира, и обещание священства, — прямо связаны с его поступком. Поэтому, когда Б-г дает ему эти обещания, Он поясняет: «…Взамен того, что он ревновал за Меня и искупил сыновей Израиля». Это означает, что священство подобает ему с двух точек зрения. Во-первых, коэн служит Б-гу, и Пинхасу подобает это занятие, поскольку стремление вступиться за честь Б-га заставило его совершить поступок, выглядящий в глазах Б-га совершенным служением. Поэтому он должен и дальше оставаться священником Б-га и «святым перед своим Г-сподом». А во-вторых, коэн приносит жертвы, искупающие сыновей Израиля, и это тоже подобает Пинхасу. Он искупил всех евреев в тот день, а потому будет правильно, если он и дальше продолжит это делать, каждый день искупая их жертвоприношениями.

Некоторые же говорят, что этот стих содержит в себе обещание того, что должность первосвященника всегда будет занята одним из потомков Пинхаса. Так было и на самом деле: первосвященником всегда был кто-то из потомков Пинхаса. И хотя мы знаем, что Эли и Йеояду из потомков Итамара называли первосвященниками, они были всего лишь исполняющими обязанности первосвященника до тех пор, пока Храм не будет отстроен. «Б-г сделает тебя первосвященником вместо Йеояды, чтобы ты занимал это место», — говорит пророк. А когда Храм был отстроен, первосвященником стал Цадок, потомок Пинхаса, и больше уже никто из других семей коэнов первосвященником не становился. Согласно этому пониманию, слова «завет священства вечного», обращенные к Пинхасу, означают обещание, что с момента постройки Храма первосвященниками будут только его потомки. А поскольку этот факт неизбежно станет общеизвестным, Б-г не приказал Моше сообщить об этом одному лишь Пинхасу, а сказал: «Поэтому скажи: “Вот, Я заключаю с ним вечный союз”. Другими словами: расскажи всем о том, что сделал Пинхас и как был награжден, чтобы все знали, что его деяние не осталось без награды и его поступок “будет предшествовать ему”.»

с разрешения издательства Швут Ами


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»