Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Люди, выросшие в религиозных семьях, могут помочь баалей-тшува, дав им полезные советы. О том, как растить хороших детей, верных Торе.

Оригинал статьи напечатан на сайте BeyondBT.com

Недавно я встретил взрослого сына талантливого раввина и педагога, который в свое время сделал тшуву. Сын, которого я повстречал, ученик одной из самых престижных израильских йешив, показался мне примером всего лучшего, что могут предложить мир «ортодоксов от рождения» и мир возвратившихся к еврейству.

Будучи баал тшува, воспитывающим своих детей в «йешивише» мире, я могу только пожелать себе так же вырастить своих собственных сыновей. Поэтому я и попросил отца моего знакомого поделиться своим «секретом», который привожу ниже.

Хочу сразу заметить, что каждая семья, каждый родитель и каждый ребенок имеют свои особенности и требуют своего подхода; я также понимаю, что взгляды моего собеседника затрагивают серьезные вопросы ашкафы. Тем не менее, будучи лично знаком с «результатами» его подхода и считая его идеи заслуживающими внимания, предлагаю его читателям. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились вырастить замечательных детей — какими бы «рецептами» для воспитания мы не пользовались.

Итак:

  • 1. Отсутствие напряжения и спокойная атмосфера в доме. Я хочу, чтобы жизнь моих детей не казалась им удушающей, а воспринималась легкой и светлой. Хочу подчеркнуть, что эта легкость идет не от калут рош (легкомыслия), а от осознания того, что Ашем нас любит. Такая атмосфера не зависит от обстоятельств; она возможна в самых тяжелых условиях: даже если умирает кто-то из родителей, при разводе или финансовых проблемах. (Для меня это, наверное, самый важный совет, и требуется найти очень непростой баланс. Один мой знакомый, очень мудрый человек, как-то сказал, что кто угодно может стать первоклассным садовником на Гавайях — дети могут «цвести» даже при наличии тяжелых жизненных обстоятельств, но в «хорошей» семейной атмосфере).
  • 2. Никакого крика — никогда.
  • 3. Ошибка — не трагедия, а часть жизни. Я хочу, чтобы мои дети чувствовали, что они могут иногда ошибаться или шалить. После проступка нужно извиниться, постараться сделать тшуву — и идти дальше. Нет необходимости раздувать такие инциденты.
  • 4. Если я повел себя неправильно — надо извиниться перед детьми. Я тоже не совершенен.
  • 5. Я не «зацикливаюсь» на оценках; для меня гораздо важнее мидот (качества характера) — и мои дети это знают.
  • 6. Никаких «ярлыков» — даже позитивных. «Ты хорошо поступил», а не «Ты хороший мальчик». (Иначе выходит, что ты хорош не потому, что ты хорош изначально, а только из-за твоего поступка. Эту тему можно развивать, но я пытаюсь быть кратким).
  • 7. Хвалите поступок, а не ребенка.
  • 8. Никаких наказаний — только последствия их действий (баланс очень непростой, и достижение его требует времени и усилий. Мне в этом и некоторых других вопросах помогла теория семейной терапии Адлера).
  • 9. Не бойтесь задавать глубокие вопросы, как только дети к ним готовы: «Откуда ты знаешь, что Ашем существует?» «Откуда ты знаешь, кто записал Тору?». Естественно, родитель должен не только задавать вопросы, но и давать на них ответы.
  • 10. Поощряйте детей задавать вопросы, которые их беспокоят. Цените и проявляйте уважение к вопросам типа «Почему я должен соблюдать Шаббат?» или «Как мир может быть не старше 6000 лет?». Не надо бояться таких вопросов — они дают Вам замечательный шанс как воспитателю.
  • 11. Никто не заставляет тебя соблюдать Тору — выбор, в конечном итоге, за тобой. Было бы очень глупо выбрать обратное — но выбор твой; никто на тебя не «давит». Ты не оказываешь мне любезность своим соблюдением. Делай это не ради меня, а ради себя — потому что это правильный выбор.
  • 12. Я стараюсь пройти «по верхам» Танах и 613 заповедей с каждым из детей один на один. Я даю им призы за запоминание тарьяга (613 заповедей) или Пиркей Авот.
  • 13. Религиозный мир имеет свои «заскоки», но это лучший мир, который у нас есть. Будь частью этого мира — но не частью его негативных аспектов; оставайся независимым. Лучше быть широко мыслящим родителем в более «правой» школе, чем «узкомыслящим» в менее религиозной.
  • 14. Несоблюдающие евреи — «не меньше евреи», чем мы. Неевреи созданы по образу Б-га — неприемлемо смотреть на них с презрением. Общеобразовательные предметы важны и значимы.
  • 15. Ты отвечаешь за парнасу (пропитание) в семье. Это ответственность мужа, а не жены.

С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»