Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: Килаим, 613 заповедей, Орла, Книга заповедей, Вино, Рамбам
191-я заповедь – запрещение есть зерна из свежих колосьев нового урожая до завершения 16-го дня месяца нисана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, когда принесете эту жертву вашему Б-гу” (там же). И пояснили наши мудрецы (Критот 5а): “Тот, кто ел и хлеб, и сушеные зерна, и зерна из свежих колосьев, подлежит наказанию за каждое их этих нарушений в отдельности”.
В 9-ом из “Принципов”, предшествующих этому сочинению, мы уже предельно ясно указывали на особенности подобных запретов. Вдумайся и пойми сказанное там.
Законы, связанные с новым урожаем злаков, разъясняются в 6-ой главе трактата Менахот (67б-71а), а также в нескольких местах трактатов Швиит, Маасрот и Хала.
192-я заповедь – запрещение есть орлу (плоды дерева в первые три года после посадки). И об этом речение Ашема: “И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его за орлу; три года будут они для вас орла – нельзя их есть” (Ваикра 19:23).
И тот, кто съел кезайт от этих плодов, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Орла.
В самой Торе запрещено есть плоды орла, выросшие только на Земле Израиля. А запрет есть плоды первых трех лет, выросшие вне Земли Израиля, – это закон, полученный Моше на Синае устно.
193-я заповедь – запрещение употреблять в пищу килей акерем (зерна злаков, засеянных в винограднике, и виноград, выросший в таком винограднике – НД 216). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не засевай в твоем винограднике семян злаков, а то запрещены будут и урожай посева, который посеешь ты, и плоды виноградника” (Дварим 22:9). И сказали мудрецы (Хулин 115а): “Запрещены будут...” – т.е. будут преданы огню, поскольку из подобных плодов запрещено извлекать какую-либо пользу. И мы уже упоминали правило: везде, где в Торе сказано: “остерегайся...”, “а то...”, “а иначе...” – это заповеди “Не делай”.
Во второй главе трактата Песахим (24б) сказано: “За нарушение любого запрета Торы нарушитель наказывается бичеванием только в том случае, если он совершил запрещенное действие способом, доставляющим удовольствие”, – следовательно, тот, кто съел запрещенную Торой пищу, наказывается только, если он ел способом, доставляющим удовольствие (НД 187). И говорится вслед за этим: «Сказал Абае: Все признают, что съевший килей акерем наказывается бичеванием даже в том случае, если он ел способом, не доставляющим удовольствие. Почему? Потому что в Торе не написано, что плоды такого виноградника запрещено есть, но написано: “...запрещены будут” – будут преданы огню».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Килаим (гл. 4-8).
Запрет Торы распространяется только на виноградники Земли Израиля.
194-я заповедь – запрещение пить вино, использованное для жертвенных возлияний идолам. Нет речения Торы, в котором бы этот запрет был выражен прямо. Но в трактате Авода зара (29б) объясняется: “В стихе сказано: “Где их боги... которые ели тук их жертв, пили вино их возлияний?” (Дварим 32:38) – и как жертвы, приносимые идолам, запрещены в пищу, так и вино, использованное для идолослужения, запрещено пить”. И во многих местах Талмуда разъяснено, что из такого вина запрещено извлекать любую выгоду и удовольствие, а нарушивший запрет карается бичеванием.
Доказательством того, что запрет пить вино, использованное для идолослужения, является заповедью Торы и входит в число заповедей “Не делай”, служит следующее высказывание мудрецов, приведенное в трактате Авода зара (73б): “Раби Йоханан и Рейш Лакиш говорили: “Все запрещенные Торой виды пищи запрещены даже в смеси с разрешенной едой, – как с подобной же (например, запрещенное мясо с разрешенным), так и с иной, – но только в том случае, если вкус запрещенной пищи ощутим в смеси. Исключениями являются тевель (НД 153) и вино, использованное для идолослужения: в смеси с подобной же едой (например, запрещенное вино с разрешенным) они запрещены в любой дозе, а в смеси с иной пищей только в случае, если их вкус ощутим”. Ведь это ясное доказательство того, что вино, использованное для идолослужения, запрещено Торой.
И также в Сифри (Балак), упоминая о том, каким образом в Шитим дочери Моава склонили сыновей Израиля к разврату, мудрецы повествуют: “Он входил, а у нее мех, полный вина, – а тогда еще не было запрещено Израилю вино неевреев, – и она говорила ему: “Хочешь выпить?!” и т.д. И из того, что сказано “тогда еще не было запрещено”, вне всякого сомнения, можно понять, что вслед за этим стало запрещено.
С другой стороны, в ином высказывании Талмуда (Шабат 17б) запрет употреблять вино неевреев перечислен среди 18 запретов, вынесенных мудрецами. И также сказано (Авода зара 56а,62б): “Запрет относительно вина неевреев отличается тем, что в нем мудрецы устрожают”.
В этих высказываниях речь идет о любом вине неевреев, а не о том, которое применяется для идолослужения. Но пить вино, которое используется для идолослужения, запрещено самой Торой. Ведь известно изречение мудрецов (Авода зара 30б-31а), выявляющее различия между запретом на употребление вина, использованного для идолослужения, и запретом на любое нееврейское вино.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последних главах трактата Авода зара.
195-я заповедь – запрещение быть с юных лет обжорой и пьяницей, как это разъяснено на примере бен сорер уморе (сына, который сбился с пути и не слушается родителей): «...Отец и мать выведут его... и скажут старейшинам своего города: “Вот сын наш буйный и непокорный, не слушает он нашего голоса, обжора он и пьяница”» ( Дварим 21:19-20).
И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не ешьте над кровью” (Ваикра 19:26). Ведь в Торе указано, что такой “буйный и непокорный” сын подлежит смерти по приговору суда – “и пусть закидают его все люди города камнями, и да умрет он” (Дварим 21:21). А мы уже упоминали в предисловии к этому сочинению (14-ый принцип): если в Торе сказано, что за совершение определенного проступка грешник подлежит смертной казни по приговору суда или “отсечению души”, можно утверждать, что он преступил заповедь “Не делай”, за исключением двух случаев – заповеди о пасхальной жертве и об обрезании (когда карет следует за невыполнение заповеди “Делай”). И поскольку “буйный и непокорный” сын при определенных условиях приговаривается судом к побиению камнями, мы можем с уверенностью заключить, что своими действиями он нарушает запрет Торы. Ну, а если наказание за его проступок названо в Торе, нам осталось лишь исследовать и обнаружить, в каком из стихов скрыт этот запрет – согласно хорошо известному нам правилу: Тора говорит о наказании за определенное действие только в том случае, если это действие запрещено самой Торой.
Сказано в трактате Санхедрин (63а): “Где в Торе содержится предостережение непокорному сыну – обжоре и пьянице? Тора говорит: “Не ешьте над кровью” – т.е. не устраивайте пир, который может привести к пролитию крови: не пируйте едой, украденной у родителей, потому что этот пир может обернуться смертным приговором суда”.
И если непокорный сын устраивает подобный пир, съедая на нем определенное количество украденного у родителей мяса и выпивая определенное количество украденного у родителей вина (см. Санхедрин 70а), он преступает заповедь “Не делай”. И несмотря на то, что, как мы разъясняли в “9-ом принципе”, речение “Не ешьте над кровью” – “обобщающий запрет” Торы (лав шебихлалут), приговор Торы остается в силе. Ведь поскольку наказание ясно названо в Торе, мы не обращаем внимание на то, выводится ли запрет с помощью методов толкования Торы или является “обобщающим”. И мы уже несколько раз указывали на это и приводили соответствующие примеры.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Санхедрин.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.