Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мнение нерелигиозного большинства может негативно подействовать на религиозного человека. Кого и почему мы стесняемся?!

Общественное мнение является одной из сил, оказывающей наибольшее влияние на поведение человека. В качестве «общественности» могут выступать сосед по этажу, родная тетя, пешеходы, которые идут рядом с нами по улице и любой другой отдельно взятый человек, мнение которого учитывается окружающими.

Интересно, что для произведения эффекта общественному мнению не требуется ощутимая сила. Достаточно того, что человек ощутит на себе бессловесный взгляд, либо пустится в размышления о том, что думают о нём другие. Результат — под давлением общественного мнения индивидуум меняет свое поведение и подстраивается под большинство.

Вне всякого сомнения, есть свой резон в том, что человек чувствителен к мнению окружения. Благодаря такому свойству характера индивидуум вливается в коллектив и способствует его сплоченности. Но что происходит, когда общественное мнение противоречит голосу совести, верованиям и личностной правде отдельно взятого человека? В такой ситуации было бы неоправданно выполнять директивы, навязанные обществом.

Неудивительно, что всем нам крайне сложно противостоять давлению большинства. В детстве воспитатели и учителя неоднократно повторяли: «Если сделаешь то-то и то то, над тобой будут смеяться», «Так себя не ведут» и т. д. и т. п. Реплики такого рода приучают нас к несложному принципу — думать о том, что скажут другие, и подчиняться общественному мнению.

Коммерческие структуры давным-давно это поняли. Прислушайтесь к рекламным роликам: «Этот напиток выбрали миллионы людей», «Весь мир предпочитает эту марку». Да кто вы такой, жалкий индивидуум, чтобы спорить со всем миром и оспаривать решение миллионов?!

Звонок в дверь. На пороге стоит человек в спецовке и демонстрирует блестящую металлическую ленту. «Это нержавеющая сталь для обивки дверей. Ваши соседи уже воспользовались моим предложением. Всего 30 шекелей, и я сделаю вам красиво». И что тут скажешь? Не выделяться же на фоне соседей.

Перейдем к такому явлению как мода. Платяной шкаф нашей героини забит под завязку. Новые, чистые и целые вещи. Некоторые она надевала раз-другой, не более того. Но модница периодически вызывает к себе портниху. Ведь «Сегодня такое уже не носят» или «Это совсем немодно».

Мы бы от души посмеялись над несчастными — и добровольными — жертвами общественного мнения, если бы периодически сами такими не были. Да, мы понимаем, что отказываться от собственных убеждений в угоду чужим мнениям несправедливо и неправильно. Да, такое поведение наносит ущерб цельности человеческой натуры. Но как себя превозмочь?

В ешивах Новардока, принадлежавших к морально-этическому движению «мусар», немало времени уделялось борьбе с конформизмом и созданию духовного противоядия от влияния общественного мнения. В частности, на учеников могли возложить ту или иную шутовскую миссию, которую они должны были выполнить публично. Больше всего человек боится выглядеть смешным в глазах других, и данное упражнение позволяло избавиться от страхов и желания потакать мнению общественности в ущерб внутренней правде.

В наше время такая тренировка ни к чему. Учитывая, что подавляющее большинство жителей Израиля является нерелигиозным, их мнение изначально вступает в противоречие с основами иудаизма. А поэтому отрабатывать нонконформизм можно и нужно в реальной обстановке.

Религиозный солдат стоит на остановке автобуса. Он еще не прочел молитву «Минха». Тем временем начинает смеркаться. Что делать? Молиться прямо здесь, на виду у других? Наш герой колеблется. Ему кажется, что он неспособен молиться — не в физическом смысле, конечно, а в психологическом, ощущая на себе недоуменные и даже презрительные взгляды зевак. Солдат успокаивает себя: ничего-ничего, завтра я прочту молитву вовремя, с чувством и расстановкой, чтобы порадовать Творца.

«Чего вы стесняетесь, молодой человек? — спросили бы мы. — Вы же не собираетесь совершать уголовное преступление. Совсем наоборот: вы планируете помолиться, честно выполнить свой еврейский долг. Почему вас должен беспокоить взгляд постороннего человека? Неужели десять, двадцать или даже сто зевак способны изменить ваши нравственные приоритеты?»

Повторимся: никакие специальные упражнения против приспособленчества не требуются. Солдат должен найти свободное место, представить, что он находится в синагоге и максимально сосредоточиться на молитве.

Директор банка уходит на пенсию. На вечеринку приглашена религиозная сотрудница. Дома она открывает шкаф и с подозрением взирает на свои платья: «Что скажут обо мне коллеги? Не лучше ли прикупить юбку покороче? В конце концов, где-то в Талмуде сказано, что не надо выделяться». Пока дурное желание не обрушило на девушку весь ворох аргументов, попробуем вмешаться и мы.

«Уважаемая девушка! Внешний вид определяет внутреннее ощущение человека. Неужели вы готовы пожертвовать своими идеалами ради десяти-пятнадцати сослуживиц? Вы ведь хорошо знаете каждую из них, начиная с секретарши шефа, у которой нет даже аттестата зрелости, и заканчивая непосредственными коллегами, единственной целью в жизни которых являются обильная еда и алкоголь?» Если наша героиня призадумается и с честью пройдет испытание, ее сердце станет значительно крепче.

Кстати, о Талмуде. Да, наши мудрецы, благословенной памяти, говорили, что человек не должен плакать среди смеющихся и смеяться среди плачущих, сидеть среди стоящих и стоять среди сидящих. Но все эти заветы касаются исключительно внешних проявлений. Относительно же существенных вещей сказано: «Не идите за большинством». Как трудно быть тем единственным человеком, который во время свадебного банкета встает и идет омывать руки перед употреблением хлеба! Как нелегко на виду у всех читать благословение после еды! Откуда же взять силы для того, чтобы сохранять индивидуальность? Есть люди, которые не задаются такими вопросами — они инстинктивно умеют абстрагироваться от мнения окружающих и делать только то, что нужно им самим. Но мы-то всегда были мягкими и воспитанными людьми! Где взять ту самюу дерзость, которая упомянута в трактате «Поучения отцов» («Будь дерзок как тигр (…) исполняя волю Отца твоего, который на Небесах»)?

Приспособленчество течет в наших жилах. Мы инстинктивно и автоматически подстраиваемся под поведение других людей. Единственное противодействие — постоянно включать механизм самоконтроля, который сообщал бы нам: в данном случае следует отступить от излюбленного автоматизма.

Об этом легко говорить, но это трудно выполнить. В момент испытаний надо собраться с силами, задуматься над происходящим и лишь затем приступать к реализации. Следует действовать под влиянием разума, а не инстинктов. Ведь это именно то, что отличает человека от животного.

Из книги «Бе-аин йехудит»


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»