Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввин, который спорил с караимами, и другие истории

Однажды священник, известный как отъявленный антисемит, стал спорить с раввином о вопросах выбора религии.

В качестве главного аргумента он привел такой довод:

— Не зря вы подчинены нам сейчас! Это доказывает, что наша религия лучше, так как в мире лучшее управляет худшим, и добро побеждает зло!

— Все как раз наоборот, — ответил ему рав. — Всевышний наказывает нас мера за меру. Мы променяли Его на идолов, которые хуже Него, и Он передал нас в руки народов, которые хуже нас. Как сказано: «Они разгневали Меня не богом… И Я досажу им не народом…» (Дварим 32,21)

Зоопарк

Один городской голова навестил зоопарк. Проходя мимо клеток со львами, медведями и оленями, он неожиданно вспомнил, что в названиях всех этих животных скрыты еврейские имена. Лев — Арье или Лейб, медведь — Дов или Берл, олень — Цви или Гирш. Следовательно, одним своим присутствием эти звери постоянно напоминают о ненавистных евреях. Он велел немедленно убрать всех «еврейских» животных из городского зоопарка!

И остались там только лошади, ослы да свиньи…

Диспут

Во времена польского короля Понятовского караимы, проживавшие в Речи Посполитой, послали королю письмо, в котором обвиняли евреев во всевозможных грехах. Кроме всего прочего в своем послании они утверждали, что являются истинными евреями, получившими Тору на горе Синай, а, следовательно, единственными носителями настоящих еврейских ценностей, в то время как раввины исказили Тору и настоящий еврейский образ жизни.

Когда главы караимской общины были на приеме у короля, они потребовали устроить публичный диспут между ними и раввинами, в котором каждая из сторон смогла бы доказать, кто прав. Открытая дискуссия позволит, наконец, выяснить, кто является настоящим евреем, считали караимы, чтобы эта проблема была решена раз и навсегда.

Король согласился устроить диспут и даже решил организовать его в своем дворце.

В назначенный день при дворе собрались все министры правительства, видные чиновники и много других известных деятелей Речи Посполитой.

В коридоре уже ждали представители обеих сторон. Со стороны караимов — большая группа караимских мудрецов, а со стороны евреев — только реб Лейб Майтус — известный общественный деятель и мудрец Торы, а также остроумный человек, который за словом в карман не полезет.

Во дворце было принято, чтобы посетители снимали в коридоре свои туфли и входили в зал в специальных тапочках, дабы не повредить дорогой пол в тронном зале. Так поступили и участники диспута. Но если главный караим оставил свои дорожные туфли в коридоре, то реб Лейб захватил их с собой, сунув подмышку.

По специальному сигналу все приглашенные на диспут проследовали в тронный зал и, представ перед королем, отвесили ему глубокий поклон. После этой церемонии дискуссия началась.

Первым начал говорить караим.

— Ваше Величество! — произнес он. — В самом начале я хотел бы доказать насколько наглы и бесстыдны эти так называемые «настоящие евреи». Тогда все поймут, что их нахальства хватило и на искажение наследия, полученного от Б-га! Вот стоит перед Вашим Величеством их представитель, и, смотрите, он настолько бесцеремонен, что держит подмышкой свои ботинки, нисколько не стесняясь Вашего Величества. Это совершенно невероятная наглость! Он сознательно бросает тень подозрения на всех ваших придворных! Как будто кто-то из этих достойных людей способен соблазниться парой поношенных туфель!

— На самом деле, что происходит? — спросил король. — Ты действительно настолько не доверяешь моим царедворцам?

— Не дай Б-г! — поклонился реб Лейб. — Не дай Б-г! Никогда я не позволил бы себе сомневаться в придворных Вашего Величества! Однако не могу скрыть, что у меня возникли сомнения, поскольку находятся здесь не только верные слуги Вашего Величества, но и караимы, которые, я опасаюсь, могут меня обворовать. У нас есть древняя легенда, что в тот час, когда Всевышний обратился к нашему учителю Моше из неопалимой купины и сказал: «Сними обувь свою с ног своих», то Моше, закончив говорить с Творцом, больше не смог найти своих туфель. Они были украдены караимами! С тех пор у нашей общины существует обычай: если мы вынуждены разуваться в присутствии караимов, то держим наши туфли при себе.

— Это наглая ложь! — вскипел представитель караимов. — Это обычная еврейская наглость!

— Сможешь привести доказательства? — спросил король.

— Конечно, конечно! — воскликнул караим. — Это легко доказать! Разве не общеизвестно, что караимская община была образована около тысячи лет назад. Моше же жил около трех тысяч лет тому назад. Получается, что Моше жил за тысячи лет до появления караимов, и они никак не могли украсть у него туфли!

Все присутствующие в зале замолчали. А потом по их лицам пробежали улыбки. Представитель евреев победил в диспуте еще до его начала!

из журнала «Мир Торы», Москва


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»