Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Кадиш, Траур, Йорцайт, Изкор, Реувен Пятигорский
Годовщина смерти (по еврейскому календарю). На иврите — йом азикарон, день памяти. На идиш — йорцайт (йор — год, цайт — время). В субботу, накануне дня памяти, сын покойного (если нет сына, то тот, кто отмечает память умершего) поднимается к чтению Торы в синагоге. Он же читает отрывок из Пророков (афтара) и ведет общественную молитву Мусаф. Ему доверяют вести молитву Маарив вечером на исходе субботы. В сам день памяти, он читает кадиш по умершему.
Накануне йорцайт принято зажигать поминальную свечу, которая горит целые сутки вплоть до окончания дня памяти. Также принято учить главу из Мишны — во имя возвышения души умершего (еврейские слова Мишна и нешама, душа, составлены из одинаковых букв). Посещают кладбище, где над могилой читают главы из Псалмов (Теилим):33, 17, 57, 72, 91, 104, 130. После чего читают те стихи из псалма 119, которые начинаются с еврейских букв имени умершего и с букв слова нешама, душа.
Кадиш по умершему читают первые 11 месяцев после его смерти. Со дня первой годовщины начинают поминать покойного в те праздники, когда произносят Изкор (поминальная молитва, читаемая в синагоге): Шавуот, Йом-Кипур, Шмини-Ацерет, седьмой день Песах.
Важно знать, что траур по умершему соблюдают 12 месяцев после смерти отца или матери. В течение всего этого времени избегают веселья и развлечений. Без острой нужды не обзаводятся новыми вещами и одеждой. Считается, что соблюдение всех этих правил приносит неоценимую пользу душе покойного. Особенно важно чтение молитвы кадиш.
Знаменитый учитель Рабейну Там написал: «Наш мир похож на глубокую пещеру. Живущий в ней не знает ничего другого, ибо он не видел ни городов, ни неба, ни моря, ни солнца. Так и мы — пока живы, думаем, что, кроме нашего мира, нет другого. Но выйдя из него, увидим, что есть иной мир, прекрасней нашего».
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.