Темы: Материя, Каббала, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ духовном мире у людей есть одежда, квартира, там есть животные, птицы, деревья?
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос.
Начну с небольшого предисловия. Рав Исраэль Лорбербойм в книге «Дополнительное измерение» пишет: «Чтобы понять действительность духовных миров, не ошибаясь грубо и не плавая по волнам вольного воображения, следует исходить из основополагающего понимания, что разум, которым обладает человек, — материален и он не способен абсолютным образом постичь духовную реальность. Однако, когда он знает и осознает ограниченность своего постижения, он может истинным и адекватным образом подойти к пониманию духовных систем».
Далее он пишет, что будет ошибкой сравнивать материальный мир с духовными и предполагать, что те законы, которые действуют в материальном мире, обязательно будут действовать и в духовных. Так, например, всякий материальный предмет находится в определенном месте, так что слова «близко» и «далеко», когда речь идет об объектах материального мира, воспринимаются в соответствии с понятиями пространства и указывают на расстояние до этих объектов. А в духовных мирах нет пространственных ограничений, поэтому понятия «близко» и «далеко», когда речь идет об этих мирах, имеют иное значение, указывают на сходство характеристик объектов. Так, два подобных объекта будут считаться близкими друг к другу, а два различных — далекими друг от друга.
Чтобы лучше понять это, приведем пример. Два человека, которые любят друг друга, ощущают духовную близость, которая не зависит от физического расстояния между ними. А если между людьми нет ничего общего, они ощущают, что между ними — большое «духовное расстояние», даже когда находятся рядом друг с другом.
Подытожим: реальность духовных миров — совершенно иная, чем реальность мира материального. В духовных мирах нет материи, пространства и времени. И, соответственно, в духовной реальности нет перечисленных Вами объектов в таком виде, как мы это привыкли воспринимать.
Теперь постараемся разобраться, что же там все-таки есть. Говорит мидраш (Берешит Рабба 10, 7): «Нет такой травинки внизу, у которой не было бы своего мазаля (что-то вроде ангела-хранителя) в Небесах, который ударяет по ней и говорит ей: “Расти!”». То есть, у каждого творения здесь, в материальном мире, есть корень в духовных мирах, который является источником его жизненной силы.
Рамхаль пишет об этом так («Путь Творца», ч. 1, гл. 5): «Одна из великих основ, которыми мы обладаем, говорит, что всему, что находится в нижних мирах, соответствуют трансцендентные силы. Всякий объект нижнего мира развивается из этих сил и проистекает из них в порядке, установленном Высшей Мудростью. Эти силы — корни нижних объектов, которые, в свою очередь, являются ответвлениями и порождениями этих сил, и они связаны друг с другом, как звенья в цепи... Однако основа сущности мира и его истинное состояние — в этих высших силах... Таким образом, все, что произошло или происходит в нижних мирах, проистекает из процессов, имеющих место в этих силах».
Из сказанного следует, что существует прямая связь между духовным источником и его материальным воплощением в этом мире. Более того, в каббалистических книгах сказано, что духовный корень и материальный объект — это не две разные сущности. Духовный корень — это первичная сущность в духовных мирах, которая спускается из высшего духовного мира, проходит через все миры, пока не достигает самого нижнего, материального мира. При этом в каждом мире, который проходит этот духовный корень, он получает воплощение, соответствующее сущности и уровню этого мира.
Таким образом, от мира к миру, происходит постепенная материализация объекта. Различие же между двумя «смежными» мирами подобно различию между душой и телом (см. книгу «Нэфеш а-Хаим», шаар 1, гл. 5). То есть, духовный корень и материальный объект — это единая сущность, у которой, при этом, есть различные воплощения в каждом из миров. И, значит, на Ваш вопрос, есть ли в духовном мире животные, птицы, деревья, ответ — есть. Но это не какие-то отдельные объекты, которые находятся только в этом духовном мире, а те же самые животные, птицы и деревья, что и в нашем мире, только в их духовном «виде».
До сих пор речь шла о творениях Всевышнего (в Вашем вопросе — это животные, птицы, деревья), которые находят свое воплощение во всех мирах, начиная с их духовного корня и заканчивая их материальным воплощением.
Что касается плодов человеческого труда (в Вашем вопросе — одежда, квартира), можно предположить следующее: известно, что действия человека в нижнем мире оказывают влияние на духовные миры. Исполнение заповедей «исправляет» миры, грехи — разрушают. То есть влияние на духовные миры идет не только Свыше, но и из нашего материального мира.
Более того, в трудах Аризаля, а вслед за ним — расширенно — в хасидских книгах сказано, что и одежда человека, и его дом сообщают ему так называемый «ор макиф» — свет, окружающий его. «Ор макиф» — это свет духовный, и, следовательно, принадлежащий духовным мирам. Таким образом, получается, что и у одежды, и у жилья тоже есть свое отражение/воплощение в духовных мирах. Это положение, кстати, позволяет в новом свете увидеть необходимость носить скромную и опрятную одежду.
С уважением Менахем Эпель
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Овадья Климовский
Что говорит об этом Рамхаль?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Менахем Эпель
Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?
Рав Эльяким Залкинд
Это ангел или некая безличная сила? Или сущность Самого Всевышнего?
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Рав Менахем Эпель
Интересуют конкретные примеры, ситуативные модели и ивритские корни этих слов
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.