Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В духовном мире есть животные, птицы, деревья?

Темы: Материя, Каббала, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

В духовном мире у людей есть одежда, квартира, там есть животные, птицы, деревья?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос.

Начну с небольшого предисловия. Рав Исраэль Лорбербойм в книге «Дополнительное измерение» пишет: «Чтобы понять действительность духовных миров, не ошибаясь грубо и не плавая по волнам вольного воображения, следует исходить из основополагающего понимания, что разум, которым обладает человек, — материален и он не способен абсолютным образом постичь духовную реальность. Однако, когда он знает и осознает ограниченность своего постижения, он может истинным и адекватным образом подойти к пониманию духовных систем».

Далее он пишет, что будет ошибкой сравнивать материальный мир с духовными и предполагать, что те законы, которые действуют в материальном мире, обязательно будут действовать и в духовных. Так, например, всякий материальный предмет находится в определенном месте, так что слова «близко» и «далеко», когда речь идет об объектах материального мира, воспринимаются в соответствии с понятиями пространства и указывают на расстояние до этих объектов. А в духовных мирах нет пространственных ограничений, поэтому понятия «близко» и «далеко», когда речь идет об этих мирах, имеют иное значение, указывают на сходство характеристик объектов. Так, два подобных объекта будут считаться близкими друг к другу, а два различных — далекими друг от друга.

Чтобы лучше понять это, приведем пример. Два человека, которые любят друг друга, ощущают духовную близость, которая не зависит от физического расстояния между ними. А если между людьми нет ничего общего, они ощущают, что между ними — большое «духовное расстояние», даже когда находятся рядом друг с другом.

Подытожим: реальность духовных миров — совершенно иная, чем реальность мира материального. В духовных мирах нет материи, пространства и времени. И, соответственно, в духовной реальности нет перечисленных Вами объектов в таком виде, как мы это привыкли воспринимать.

Теперь постараемся разобраться, что же там все-таки есть. Говорит мидраш (Берешит Рабба 10, 7): «Нет такой травинки внизу, у которой не было бы своего мазаля (что-то вроде ангела-хранителя) в Небесах, который ударяет по ней и говорит ей: “Расти!”». То есть, у каждого творения здесь, в материальном мире, есть корень в духовных мирах, который является источником его жизненной силы.

Рамхаль пишет об этом так («Путь Творца», ч. 1, гл. 5): «Одна из великих основ, которыми мы обладаем, говорит, что всему, что находится в нижних мирах, соответствуют трансцендентные силы. Всякий объект нижнего мира развивается из этих сил и проистекает из них в порядке, установленном Высшей Мудростью. Эти силы — корни нижних объектов, которые, в свою очередь, являются ответвлениями и порождениями этих сил, и они связаны друг с другом, как звенья в цепи... Однако основа сущности мира и его истинное состояние — в этих высших силах... Таким образом, все, что произошло или происходит в нижних мирах, проистекает из процессов, имеющих место в этих силах».

Из сказанного следует, что существует прямая связь между духовным источником и его материальным воплощением в этом мире. Более того, в каббалистических книгах сказано, что духовный корень и материальный объект — это не две разные сущности. Духовный корень — это первичная сущность в духовных мирах, которая спускается из высшего духовного мира, проходит через все миры, пока не достигает самого нижнего, материального мира. При этом в каждом мире, который проходит этот духовный корень, он получает воплощение, соответствующее сущности и уровню этого мира.

Таким образом, от мира к миру, происходит постепенная материализация объекта. Различие же между двумя «смежными» мирами подобно различию между душой и телом (см. книгу «Нэфеш а-Хаим», шаар 1, гл. 5). То есть, духовный корень и материальный объект — это единая сущность, у которой, при этом, есть различные воплощения в каждом из миров. И, значит, на Ваш вопрос, есть ли в духовном мире животные, птицы, деревья, ответ — есть. Но это не какие-то отдельные объекты, которые находятся только в этом духовном мире, а те же самые животные, птицы и деревья, что и в нашем мире, только в их духовном «виде».

До сих пор речь шла о творениях Всевышнего (в Вашем вопросе — это животные, птицы, деревья), которые находят свое воплощение во всех мирах, начиная с их духовного корня и заканчивая их материальным воплощением.

Что касается плодов человеческого труда (в Вашем вопросе — одежда, квартира), можно предположить следующее: известно, что действия человека в нижнем мире оказывают влияние на духовные миры. Исполнение заповедей «исправляет» миры, грехи — разрушают. То есть влияние на духовные миры идет не только Свыше, но и из нашего материального мира.

Более того, в трудах Аризаля, а вслед за ним — расширенно — в хасидских книгах сказано, что и одежда человека, и его дом сообщают ему так называемый «ор макиф» — свет, окружающий его. «Ор макиф» — это свет духовный, и, следовательно, принадлежащий духовным мирам. Таким образом, получается, что и у одежды, и у жилья тоже есть свое отражение/воплощение в духовных мирах. Это положение, кстати, позволяет в новом свете увидеть необходимость носить скромную и опрятную одежду.

С уважением Менахем Эпель

Материалы по теме

Сотворение мира и наука. Происхождение Вселенной и Книга Бытия

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Чем душа отличается от духа?

Рав Овадья Климовский

Что говорит об этом Рамхаль?

Каббала и Каббализм

Рав Ашер Кушнир


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.