Темы: Христианство, Первородный грех, Машиах, Идолопоклонство, Иудаизм, Рав Менахем Эпель, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Часто встречал мысль о том, что в иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха». Подскажите, пожалуйста, что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?
Здравствуйте!
Первородный грех — это грех Адама и Хавы, когда они, ослушавшись запрета Творца, вкусили от древа познания добра и зла и были изгнаны из Райского сада. В результате этого греха произошли глобальные изменения во всем творении. Раби Моше-Хаим Луццатто пишет об этом в своей основополагающей книге по еврейскому мировоззрению «Путь Творца» (I; 3, 5): «в результате греха Адама и человек, и мир изменились по сравнению с их первоначальным состоянием. Эти изменения и их последствия многочисленны…» И далее (там же, 8): «… после греха скрылось совершенство больше, чем раньше, и умножились изъяны, и человек сам стал причиной собственного зла… Поэтому теперь для достижения совершенства человеку необходимо двойное усилие. Ведь необходимо, чтобы человек и мир вернулись сначала к положению, в котором были до греха. А впоследствии человек сможет подняться из этого положения к тому совершенству, к которому ему надлежит подняться».
Для исправления этого греха избран еврейский народ. Всевышний даровал нам Тору, которая учит, как привести мир к исправлению. Об этом сказано в книге «Путь Творца» (II; 4, 9): «…Всевышний, благословен Он, поставил исправление всего творения и его возвышение в зависимость от действий Израиля. Он как бы подчинил свое управление их действиям: освящать и давать изобилие или скрыть Себя и отдалиться, не дай Б-г, в соответствии с их делами».
Теперь о втором вопросе: почему в иудаизме нет этой концепции? Во-первых, как мы видим, есть. Во-вторых, в таком виде, как ее подают христиане, в иудаизме ее действительно нет. Христианство говорит, что в результате первородного греха мир безнадежно испорчен. Материальность — это стопроцентное зло. Чем дальше от нее — тем лучше. Наиболее религиозные люди отстраняются от всего мирского, в том числе и от брака. Единственный шанс спастись и вернуться в Рай — это поверить в Йешу. Таким образом, это одна из центральных концепций христианства.
Иудаизм, как сказано выше, видит все совсем иначе. Мир — испорчен, но, исполняя заповеди Торы, можно привести его к исправлению. В материальности есть зло, но есть и добро. Приведу несколько примеров. В христианстве люди, которые хотят достичь вершины религиозности, не женятся. В иудаизме жениться — это заповедь. Только в брачном единстве с человеком противоположного пола мы можем прийти к совершенству. Первосвященник только один раз в году заходил в Святая Святых Храма — в самый святой день — Йом-Кипур. Он мог это сделать, только если у него была жена…
Еще один пример — отношение к пище. Согласно христианству, следует по возможности избегать получать удовольствие от пищи. Иудаизму такой подход не полностью чужд, но есть трапезы, участи в которых — заповедь. Нам заповедано чтить субботу и праздники, устраивая трапезы с вином и мясом.
Хасидский наставник раби Менахем-Мендл из Коцка, известный своими остроумными изречениями, так сформулировал еврейский подход: «Сказано в Торе (Шмот 22:30): “И людьми святыми будете у Меня”. То есть: да будет ваша святость — людской, святостью сынов Адама, сотворенных из плоти, а не святостью ангелов. Ангелов у Всевышнего, Благословен Он, и так с лихвой хватает».
Важно отметить: Ваш вопрос затрагивает важнейшие основы веры и мировоззрения. В идеале, чтобы как следует на него ответить, надо написать целую книгу. Я же лишь попытался в двух словах передать основную идею.
С уважением, Менахем Эпель
Читайте обзор по теме Грех и наказание
А также: тема Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Тринадцать принципов иудаизма по Рамбаму
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина