Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Все пророчества нужно понимать буквально или как аллегорию?

Темы: Машиах, Пророк, Природа, Рамбам, Талмуд, Мишне Тора, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Здравствуйте, ув. рав. У меня вопрос по поводу понимания пророчеств. С одной стороны, я слышала от знакомого хареди, что все пророчества нужно понимать буквально и именно в буквальном смысле они обязаны осуществиться, а понимание их только как аллегорий — это кфира (неверие). С другой стороны, я читала у Рамбама, что все пророчества о чудесах эпохи Геулы следует понимать только как аллегорию. Помогите разобраться, пожалуйста, так возможно ли, что слова пророков — это только аллегория, не подразумевающая буквально воплощение чудес, или обязательно должно быть буквальное воплощение пророчеств, а Рамбама нужно понимать как-то иначе? Заранее благодарю. N.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая N.,

Спасибо за интересный вопрос. Все пророчества нужно понимать буквально? Или как аллегорию?

В действительности, есть два мнения в Талмуде (см. Брахот 34 б, есть еще в нескольких местах). Согласно одному — пророки, предрекавшие изменение некоторых природных закономерностей в будущем, говорили о временах Машиаха (а не о Грядущем мире). Согласно другому — во времена Машиаха «обычай мира» будет отличаться от сегодняшнего только тем, что евреи не будут подчинены царствам народов мира и царство вернется к народу Израиля (царство Машиаха).

Действительно, Рамбам в комментарии к Мишне (Санhедрин, гл. Хелек), казалось бы, основывается на втором мнении и потому объясняет пророчества об изменении природы «в лучшую сторону» как аллегорию, образное описание того, как добро возобладает во всех областях: не будет проблем с пропитанием и других материальных забот, войны полностью прекратятся, наступит всеобщий мир, не будет страданий, человеческая жизнь будет долгой и т.д. Так же он пишет и в своей книге законов, Мишне Тора, в разделе Ильхот Млахим (12, 1): «Не следует думать, что в дни Машиаха будет отменено что-то из обычая мира или что произойдет обновление Творения. Но мир будет идти своим чередом. А то, что сказано у пророка Йешаяу (11, 6) — И будет волк жить рядом с ягненком, и леопард лежать с козленком и т.д., — это образ и аллегория». Это означает, что те, кто раньше был слаб и притеснен (народ Израиля в веках изгнания, отданный на волю правителей мира), не будут бояться приближения бывших притеснителей и злодеев. «И все вернутся к истинной вере, и не будет ни кражи, ни уничтожения… И, подобно этому, все остальное, написанное (о том времени), — так же образ». Об этом же Рамбам пишет в Ильхот Тшува (Законах Раскаяния 9, 2): природа не будет изменена.

Однако, казалось бы, существует противоречие в самих словах Рамбама. Ведь там же, в Законах Раскаяния, немного раньше (8, 7), он пишет, что всё, сказанное пророками о новом состоянии мира, относится к временам Машиаха. То есть, в этом случае он принимает первое мнение, изложенное в Талмуде. (Можно было бы сказать, что верно и то, и другое, слова пророков относятся к тому времени, однако описывают будущее состояние мира аллегорически. Но такое объяснение было бы натянутым. Ведь в Талмуде сказано, что это два различных мнения. Согласно одному мнению, законы природы будут изменены в это время, согласно другому — они не будут изменены, лишь порабощение закончится. На это противоречие указывают комментаторы Рамбама).

Виленский Гаон объясняет: в действительности оба мнения — о временах Машиаха. Но есть два периода, носящие это название. Один — еще до наступления последнего срока, отведенного для прихода Машиаха, сына Давида, в это время «обычай мира» еще не изменится. И, если люди удостоятся, это произойдет много раньше последнего срока. Но есть и последний срок, который наступит независимо от того, будут люди достойны или нет, и тогда зло будет покорено окончательно и все изменения, описанные у пророков, вступят в силу — в прямом смысле.

Есть и другие объяснения, подобные объяснению Виленского Гаона: что уже после прихода Машиаха будут два этапа. Вначале, несколько десятков лет, природа не изменится, но затем начнут меняться законы мироздания и мир приобретет иной вид (и все это — задолго до конца 6000 лет, отведенных на существование этого мира).

Всего доброго, с уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.