Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Ципора Харитан
Шалом! Есть разногласие с будущей невестой по поводу воспитания детей. Она хочет дать им светское образование (мамлахти дати), и чтобы прививать им еврейский образ жизни только дома. Я бы хотел, чтобы сначала был хотя бы хедер для мальчиков, но она этого не хочет. Кроме того, она хочет читать им русские народные сказки. Я не против, но считаю, что надо очень фильтровать, чтобы там не было авода зара и т.п. Вопросы. Можно ли воспитать детей хорошими евреями в вышеизложенных обстоятельствах? Как поступить с привитием русской культуры? Спасибо Д.
Уважаемый Д.,
Так как идёт речь о Вашей невесте, то вопрос воспитания детей носит пока гипотетический характер. Само собой, что для того чтобы дети выросли хорошими евреями, необходимо, чтобы они получали хорошую еврейскую базу с самого раннего детства. Но даже если мы представим себе, что через год после свадьбы у вас родится первый мальчик, бэ-эзрат а-Шем, то до того времени, как он должен будет идти в хедер, пройдёт около 3,5—4 лет, если не больше.
За это время, если у вас с женой будут хорошие отношения, если Вы будете любящими супругами, у Вас будет возможность привить ей гораздо более серьёзное отношение и стремление к иудаизму. И тогда, возможно, никакого конфликта вообще не будет. Если же Вы уже сейчас начнёте с ней спорить и доказывать, что она недостаточно религиозна, Вы только восстановите её против. Если бы Вы меня спросили, стоит ли задуматься о таком различии во взглядах на шидухе, я бы ответила Вам по-другому, но так как вы уже жених и невеста, то, видимо, у вас есть очень много сближающих вас моментов, и конфликты и борьба сейчас к доброму не приведут.
Что касается русских книжек, то, опять-таки, видимо, чтение начнётся с «Мой весёлый звонкий мяч» или «Жили-были гуси», в содержании которых нет ничего плохого. Само собой, когда ребёнок подрастает, необходимо очень следить за тем, что ему читают и рассказывают на любом языке, т.к. даже не только авода зара, но и жестокость и грубость многих сказок может очень дурно повлиять на душу ребёнка.
Сейчас самое главное для Вас — это действиями убедить жену, что иудаизм далёко не так страшен, как ей, видимо, сейчас кажется. Когда человек начинает понимать богатство и радость того, что иудаизм даёт нашей жизни, очень многие споры прекращаются сами собой. Поэтому не давайте невесте сейчас никаких обещаний о том, где будут учиться ваши будущие дети, а скажите, что такие вопросы будут решаться по обоюдному согласию ближе ко времени их практического возникновения.
Желаю вам построить хороший еврейский дом,
Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина