Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души?

Темы: Философия, Душа, Каббала, Мистика, Раби Хаим Виталь, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Здравствуйте. Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души? Допустим, у Якоба Бёме можно прочитать: «Из этого можно ясно видеть, какой образ имеет душа, а именно шаровидный и круглый, наподобие Ока Божия, через которое проходит Крест, разделяя его на две части, как бы на два ока, которые стоят друг против друга…» Я встречал в еврейской философии только упоминание о частях души, как они взаимодействуют, но про форму ничего не нашёл, хотя было подозрение, что Бёме (христианский мистик) опирался на Каббалу.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Прежде, чем говорить о форме души, надо разобраться, в чем вообще заключается смысл материальных характеристик в приложении к духовным сущностям.

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала отметим, что, когда мы хотим говорить о явлениях в духовном мире, мы сталкиваемся с большой проблемой. Наш язык состоит из слов, которые описывают этот, материальный мир. И как таким языком описать духовные явления? Решение проблемы — использовать слова, описывающие материю, но понимать их не буквально. Пример этому, который часто приводится в книгах, — слова царя Давида (Тэилим 102:7): «Стал я похож на пеликана пустынного …» Понятно, что у Давида не выросли клюв и крылья. В чем же он «похож» на пеликана? Эта птица живет одна в пустыне, ее крик похож на плач. Так и Давид — одинок и с горечью взывает к Всевышнему. Вернемся к приведенному Вами примеру. Теперь нам легче будет понять, что «шарообразность» пространства, которое «как бы» свободно от Творца, означает: как все точки на поверхности шара равно удалены от центра, так и миры этого пространства будут получать Б-жественный свет в равной мере.

Это очень важно помнить при чтении любых текстов, описывающих духовные реалии. Так как иначе можно легко прийти к материализации духовности. А это уже искажение, «ересь». Поэтому практически все книги по Каббале для начинающих уделяют большое внимание прояснению этого момента.

Теперь по существу Вашего вопроса. Описаний, подобных тому, которое Вы привели, я не встречал. Действительно, обычно говорят о частях души и их взаимодействии. Единственное упоминание о форме души я нашел у раби Хаима Виталя в его книге «Врата святости». Он пишет: подобно тому, как портной шьет одежду, повторяя форму тела, так и тело, являясь одеянием души, повторяет его форму. То есть, подобно телу, состоящему из 248 органов и 365 вен и сухожилий, душа состоит из 248 духовных органов и 365 духовных вен и сухожилий. Кроме того, вероятно, в свете сказанного выше, можно предположить, что каббалистические книги не говорили о форме души, так как не было надобности уподоблять душу чему-либо, чтобы достичь понимания этих книг. Т. е., можно было обойтись без уподоблений

В заключение считаю своим долгом добавить, что Тора и слова мудрецов Талмуда истинны, слова мудрецов более поздних поколений прошли проверку в многочисленных дискуссиях, а если есть разногласия, то они известны. Таким образом, изучая еврейские традиционные источники, Вы точно идете верной дорогой. А что касается других источников, этого никто обещать не может. Если Вы интересуетесь философией с целью построить свое мировоззрение, мой Вам совет использовать проверенные «стройматериалы».

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Как относится иудаизм к Каббале?

Рав Реувен Куклин

Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

В иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха»?

Рав Менахем Эпель

Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.