Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя бриться в холь а-моэд (праздничные будни)?

Темы: Борода, Холь аМоэд, Праздники, Рав Яков Шуб, Стрижка

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины. Меня как студента-практиканта волнует следующий вопрос: почему вы не бреетесь в Холь а-Моэд? Если вы скажете, что, типа, не делаем мелахот… Я вам возражу — делаете, и еще и лехатхила (изначально) делаете. Так если мы катаемся на машине, покупаем билеты в зоопарк, смотрим мультики — то почему бы и не побриться? С уважением, студент института имени Патриса Лумумбы, Мамбуда

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мамбуда,

Большое спасибо за актуальный вопрос. Дни холь а-моэд, как мы видим из самого названия, это своего рода «смесь» праздничных и будних дней. В них присутствует праздничная составляющая, поэтому существует заповедь особого отношения к ним, а именно: чтить эти дни праздничной одеждой, трапезами с хлебом (в данном случае — мацой), чистой скатертью и т.п.

Мишна в начале третьей части трактата Моэд Катан говорит: хотя, как Вы правильно заметили, обычно разрешено совершать работы, необходимые непосредственно для холь а-моэд, в отношении бритья и стрижки действуют иные законы. Есть несколько категорий людей, которым разрешено бриться и стричься в холь а-моэд, в частности, тому, кто освободился из заключения, вернулся из путешествия, где не было возможности подстричься и побриться и т.п.

Гемара (14а) задает правомерный вопрос: «Почему же всем остальным людям запрещено стричься и бриться в холь а-моэд?» Причина в том, что стражам (сменам) коаним и левиим, а также специальным людям, которые наблюдают за ними, запрещено стричься и бриться в ту неделю, когда их очередь работать в Храме, — чтобы они заранее позаботились об этом и не появились на службе в неопрятном виде. По той же причине нельзя стричься и бриться в холь а-моэд — чтобы человек нашел время подстричься и побриться до холь а-моэда и не выглядел неопрятным в праздничные дни.

Иными словами, мудрецы понимали человеческую натуру: поскольку в холь а-моэд обычно больше свободного времени, человек, озабоченный подготовкой к празднику, может захотеть отложить стрижку на дни холь а-моэд, и получится, что в праздник он будет нестриженным, что является неуважением к праздничным дням. Поэтому мудрецы запретили стричься и бриться в холь а-моэд, чтобы таким образом побудить человека найти время подстричься и побриться заранее.

В свете этого один из видных ришоним (ранних комментаторов) Рабейну Там утверждает, что тому, кто выполнил постановление мудрецов и подстригся и побрился перед холь а-моэд, будет разрешено снова стричься и бриться в холь а-моэд. Получается, что, по его мнению, запрет стричься и бриться в холь а-моэд распространяется только на «нарушителей» — тех, кто не позаботился о том, чтобы привести себя в порядок перед праздниками.

Однако другие ришоним не приняли это мнение Рабейну Тама и в обоснование своей позиции приводят несколько доводов:

— Упомянутая мишна, которая перечисляет тех, кому в порядке исключения разрешено стричься и бриться в холь а-моэд, не говорит о случае, описываемом Рабйну Тамом.

— Окружающие не знают, что этот человек выполнил постановление мудрецов и постригся и побрился до холь а-моэда. Увидев, как он стрижется или бреется в холь а-моэд, они могут подумать, что он нарушает закон.

Шулхан Арух (Орах Хаим 531:2) устанавливает закон в соответствии с мнением тех ришоним, которые запрещают стричься и бриться, даже если человек подстригся и побрился до праздничных дней.

В более поздних поколениях были галахичесие авторитеты (респонсы Нода би-Йеуда 2:56, Игрот Моше 1:163), которые хотели обосновать разрешение бриться тому, кто делает это постоянно, однако их доводы не были приняты (см. Шмират Шабат ке-Илхата 66:23).

Стоит отметить, что этот запрет не распространяется на бритье и подстригание усов, их можно стричь, даже если они не мешают есть (Шулхан Арух 531:8).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

10 блиц-ответов на самые популярные вопросы — о Машиахе, воскрешении мертвых...

Рав Яков Шуб

В конце дней людям тоже придется ходить на работу?

Можно ли ходить на работу в Холь аМоэд?

Рав Яков Шуб

Настоять на отпуске?

Халаке

Миша Родионов

Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.