Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина

Яков бен Меир (известный как рабейну Там) - знаменитый законоучитель, тосафист, ученый и деятель, один из самых авторитетных раввинов Франции и Германии в эпоху позднего Средневековья.

Рабейну Там родился в городе Рамерю в 1100 году в семье раби Меира бен Шмуэля, который был одним из видных законоучителей и комментаторов в Северной Франции. Его мать Йохевед - дочь великого Раши.

Предание говорит, что ещё в юном возрасте (около пяти лет) рабейну Там спорил со своим великим дедом (Раши умер, когда рабейну Таму минуло пять лет). Как известно, pабейну Tам коренным образом расходится с Раши по вопросу ο тфилин, и хотя к руководству принято мнение Раши, многие сефардские евреи и хасиды накладывают тфилин также по мнению рабейну Тама.

Рабейну пользовался огромным авторитетом у евреев Франции и Германии. После смерти своего отца рабейну Там занял пост главы ешивы в городе Рамерю. Ученики, желавшие учиться в его ешиве, прибывали в Рамерю даже из славянских стран. Среди учеников рабейну Тама – видные тосафисты раби Хаим а-Коген, раби Петера, Ри, раби Элиезер из Меца и раби Моше из Киева.

Рабейну Там внедрил новый метод и в решение сложнейших вопросов религиозно-ритуальной практики. Религиозно-ритуальная практика средневекового и современного ашкеназского еврейства почти всецело основывается на идеях p абейну Tама, развитых впоследствии тосафистами: раби Меиром из Ротенбурга, рабейну Ашером и другими учеными Торы.

Рабейну Там выдвинул критический метод исследования талмудической письменности - это сопоставление и сравнение параллельных мест и разных текстов, их анализ и объяснение мнимых противоречий между ними. Наряду с этим рабейну Там ввел принцип «тосафот» (буквально, «дополнения к Талмуду»), состоящий в дальнейшем продолжении талмудического закона, то есть в принятии решений в отношении новых случаев религиозно-ритуальной и гражданско-правовой жизни еврейства на основании аналогий и других методов интерпретации выводов ученых Торы предыдущих поколений. Этим методом пользуются мудрецы Талмуда.

Кроме руководства ешивой, рабейну Там уделял много внимания становлению общинной жизни. Он возглавил съезд, на который собрались выдающиеся знатоки Торы. Там были приняты постановления, регламентирующие жизнь еврейских общин, особенно тех, которым погромы грозили более всего.

В мае 1147 г. французские крестоносцы напали на дом рабейну Тама, разграбили его имущество и ранили самого рава. Затем они решили его убить. Только благодаря проезжавшему мимо князю, который уговорил крестоносцев, рабейну Там остался жив.

В 1171 году евреев города Блуа обвинили в ритуальном убийстве. 34 еврея отказались креститься, и были заживо сожжены. Эта трагедия потрясла еврейский народ. Рабейну Там сочинил элегию, оплакивающую смерть этих мучеников. А спустя две недели 9 июня 1171 года он умер.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…