Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний признал свой поступок ошибочным, опрометчивым?

Темы: Танах, Шауль, Рав Овадья Климовский, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые равы! Очень странный пасук (стих) в Шмуэль I (15, 11) «Сожалею Я, что поставил Шаула царем…» Как Всевышний может сожалеть? Ведь сожаление — это признание своего поступка ошибочным, опрометчивым. Но если Б-г всеведущ, то Он не может ошибаться. Этот же вопрос относится ко всем местам, где упомянуто сожаление Всевышнего. Спасибо.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом Вам, и спасибо, что обратились к нам!

Как видно из комментариев, есть несколько способов понять слово нихамти — «сожалею». Некоторые полагают, что оно — когда речь идет о поколении Потопа — означает, наоборот, утешение: Всевышний как бы говорит: хорошо, что Я поместил человека среди земных творений, а не среди ангелов, иначе он и их бы поднял против Меня, как он поступил со всеми земными существами. Другие полагают (и именно это объяснение актуально для нашего вопроса), что нихамти означает полную отмену сделанного, то есть: династия Шауля будет не просто прервана, но и вычеркнута в принципе из системы еврейской государственности, будет назначен другой человек, семья которого по своей сущности будет царской династией Израиля.

Однако некоторые мудрецы не трудились прояснять значение слова нихамти, удовлетворяясь простым пониманием текста — «намерение Творца изменилось». Отсюда можно сделать вывод, что существует какой-то очень простой и очевидный способ разрешить противоречие, существующее, по-видимому, между нашим стихом и другим, где сказано: «…не солжет и не передумает, ибо не человек Он (Всевышний), чтобы передумать» (Шмуэль I, 15:29). Представляется, что здесь нам должно помочь понимание следующего факта: все, касающееся Самого Творца — Его мыслей, действий и прочего, — недоступно нашему разуму по определению, вследствие ограниченности нашего разума. Невозможно творению, существующему в определенных рамках, постичь Творца — безграничный Абсолют (так я понимаю сказанное в книге рава Хаима из Воложина «Нефеш а-хаим»). А все, о чем мы сейчас говорим и учим в Торе, — это проявления Творца в этом мире. Взаимодействуя с нами, Всевышний создает у нас тот или иной образ, назначение которого — вызвать у нас определенную реакцию. Так я слышал от своих учителей. Поэтому и возможны такие выражения, как «Всевышний передумал», «Ему грустно» и т. д. То есть, Он показывает нам, как мы должны относиться к поступку, из-за которого Ему «пришлось передумать» или «стало грустно», — так же, как если бы «передумал» наш любимый учитель, отец, царь — точнее, все они вместе.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Царь Шауль — первый царь Израиля

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля

Чем Тора отличается от Библии?

Рав Овадья Климовский

Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Как совместить семью и самосовершенствование?

Рав Овадья Климовский

Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.