Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему выбор праведника сложнее выбора нечестивца? Ведь у праведника больше хороших черт!

Темы: Дурное начало, Свобода выбора, Грех, Характер, Рав Эльяким Залкинд, Праведник

Отложить Отложено

Не понимаю терминологию Мусара. Часто, чтобы объяснить, почему человек совершает нарушение, пишут, что у него плохие качества характера, которым он следует. На основе этого говорится, что выбор происходит на границе плохих и хороших качеств. С другой стороны, известно, что выбор праведника сложнее выбора нечестивца. Но ведь у праведника больше хороших черт! И, в конце концов, Адам — Первый человек — был создан по подобию Творца, и все же преступил данную ему заповедь. Как это разрешить? Й.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Й.,

Говорят, что Хофец Хаим задавал похожий вопрос в такой форме: как понять сказанное в Трактате Сукка (52): «У каждого, кто выше ближнего, йецер а-ра сильнее, чем у ближнего»? (Т.е., у того, чей уровень выше, сильнее и стремление к дурному). Вот женщина стоит на улице, продает яблоки с лотка. Когда пробегают мимо мальчишки, она опасливо косится, следя, чтобы те на бегу не схватили яблоко. Так теперь, когда проходит мимо какой-то уважаемый человек, ей следует остерегаться значительно больше и склониться над лотком, закрывая его собой?!

Разумеется, как Вы сказали, с духовным ростом человека исправляются его свойства и поведение становится правильным, достойным. Однако в то же время понятно, что и сложность работы на более высоком уровне выше, нагрузка, требования к точности действий возрастают. Всегда на ответственном посту напряженность работы и спрос с человека выше, ведь и масштаб деятельности, и опасность разрушить — больше. Борьба с «косной» материей и силами «зла», затрудняющими продвижение к совершенству — напряженнее. Потому испытания и задачи, встающие перед человеком с его ростом, становятся сложнее. Так и Первому человеку, несмотря на его, запредельный для нас, уровень, было послано испытание, которое он мог не выдержать. И он его не выдержал.

Теперь возникает еще один вопрос: если сложность задач на более высоком уровне возрастает, где уверенность, что, поднимаясь выше, человек не упадет вновь? И, может быть, будет падать всё ниже и ниже? Ответ, который приводится в книгах: уровень, достигнутый трудом и постепенным подъемом, — прочен и непоколебим потому, что приобретён по праву. И, больше того, по достижении определенной «отметки» йецер а-ра полностью покоряется доброму началу и всё существо человека стремится только к добру и истине, только к тому, чтобы исполнить желание Творца. Теперь радость его только в этом, и никакие силы не могут его поколебать.

Первый же человек, Адам, достиг своего уровня не с помощью усилий, а был «помещен» на него при создании, поэтому его положение не было прочным, оставалась возможность оступиться. Он должен был подтвердить право на свой уровень, выдержав испытание, тогда он поднялся бы еще выше. А когда он не выдержал испытания, работа возвращения на истинный уровень Человека — создания Творца — была разделена между его потомками — частицами его души. И продолжается до сих пор.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.