Темы: Рав Реувен Куклин, Мусар, Самосовершенствование, Течения в Иудаизме
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа вашем сайте я прочитал высказывание Раввина: «Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя». Рабби Элияу Элиэзер Деслер.
Объясните, пожалуйста, что такое «учение Мусар», о чем говорит Раввин?
С благодарностью, Александр
Уважаемый Александр!
Как я уже писал ( На какие движения делятся евреи), течения в иудаизме — это не какие-то новорожденные ответвления, а направления, основанные на всех тех основах, которые существовали в Торе с того момента, как Моше получил её на горе Синай. Особенность каждого течения связана с тем, на какой из истин, существующих в иудаизме, оно делает особый акцент. В Талмуде (Гиттин 6б) говорится о различных мнениях мудрецов: «И это, и другое — слова Б-га живого». То же выражение можно употребить, и говоря о различных течениях, существующих в иудаизме [1] .
В начале книги Мишлей (1:2) царь Соломон говорит, что свою книгу он написал для того, «чтобы познать мудрость (хохма) и наставление (мусар)». Объясняет Виленский Гаон, что для истинного служения Б-гу необходимы две вещи:1) мудрость, знание того, что Б-г требует от человека; 2) воплощение этого знания в жизнь — мусар.
Движение «Мусар» делает особый акцент на воплощении знаний в жизнь (возможно, название этого течения основывается на приведённом стихе из Мишлей). Речь идёт как о знании «буквы закона», так и о знании этики, которая занимает не менее важное место в иудаизме. Не всегда человеку просто воплотить свои знания в жизнь. Зачастую для этого требуется изменить свои привычки, что чрезвычайно непросто, поскольку «у привычки — власть надо всем» (Мусарим) [2] .
Мусар призван помочь еврею идти по правильному пути. Это достигается тем, что еврей оставляет себе время задуматься, какой именно образ жизни для него оптимален, какие именно действия он должен совершать. После этого ему необходимо проверить свои действия, насколько они соответствуют желаемому. Если он видит, что часть его действий соответствует желаемому, ему следует подумать, каким образом он может превратить их в постоянные, а если видит, что часть из них не соответствует желаемому, задуматься, какие методы следует применить, чтобы впредь не повторять таких действий.
Это — некоторые моменты, на которые «Мусар» делает особый акцент.
С уважением, Реувен Куклин
[1] Разумеется, идёт речь о таких течениях, цель которых — приблизится к Б-гу по тому пути, который Он указал нам в Торе.
[2] Приведено в книге Шаарей Тшува (2:30).
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Бенцион Зильбер
Какая разница между «харедим» и «хасидим»?
Рав Барух Лехт
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Хана Лернер
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина