Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У подруги муж умер в месяце адар в обычный год. Когда годовщина — в первом или втором адаре?

Темы: Еврейский календарь, Адар, Траур, Йорцайт, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Уважаемые раввины! У моей подруги умер муж, не дай Б-г никому. Это произошло 18 адара в обычный год. Когда годовщина смерти в этом году, в первом или втором адаре? С уважением, Ривка С., Бат-Ям, Израиль

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая Ривка,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Это актуально не только для Вашей подруги, но и для многих людей, посещающих наш сайт. Поэтому мы решили опубликовать ответ.

Ответ зависит от происхождения Вашей подруги и её мужа, пусть будет благословенна память о нем.

Отвечаем, основываясь на постановлении Шулхан Аруха, Орах Хаим 568, 7 и Мишны Бруры там же.

По мнению раби Йосефа Каро составителя кодекса Шулхан Арух («Накрытый стол»):

Если они выходцы из восточных общин, сефардские евреи (среди русскоязычных общин это горские, бухарские, грузинские — в большой степени), годовщину нужно делать в втором адаре.

По мнению Рамо автора комментария Мапа («Скатерть» — комментарий к Шулхан Аруху в соответствии с традициями евреев Восточной Европы, Франции, Германии):

Если же они ашкеназы (из России, Украины, Белоруссии, Польши, Молдавии, Румынии, Германии, Чехии, Словакии), тогда

  1. Изначально нужно делать годовщину в оба адара — и в первый и во второй.
  2. Когда такой возможности нет, если она уже это делала раньше, нужно поступать так, как раньше. Ведь само действие является обетом перед Б-гом: раз сделали, нужно продолжать.
  3. Если же это первый Йорцайт (годовщина смерти) и нет возможности устроить его дважды, принято делать его в первый адар.
  4. Если человек умер в год, когда было два адара, по всем мнениям нужно устраивать Йорцайт в то число, когда он умер, соответственно, в первый или второй адар.

Теперь позвольте добавить.

Что всё только о грустном… А что сказать радостного? Если ребенок родился в адаре, когда он должен праздновать бар-мицву, может быть кантором, накладывать тфиллин, когда становится «взрослым», совершеннолетним в том, что относится к заповедям?

По мнению автора Шулхан Аруха, все точно так же: если ребенок родился в адаре, его бар-мицва — во втором адаре. Но мнение Рамо в этом случае почему-то отличается от его же мнения о годовщине смерти.

В той книге, где речь идет о бар-мицве (55, 10), а не о годовщине смерти, он пишет, что бар-мицвой мальчик становится во втором адаре.

Мишна Брура объясняет, что настоящий адар — это второй. Первый же — лишь месяц «для коррекции», призванный привести в соответствие даты лунного и солнечного календарей.

(Кстати, вкратце об этом. По Луне нет понятия «год», а по Солнцу нет понятия «месяц». Тора же повелела нам освящать месяцы по Луне. Но если месяцы будут только лунными, 12 месяцев не составят солнечный год. Получится не 365 дней, а примерно 354-355. То есть лунный год короче солнечного. А Тора повелела, чтобы Песах был именно весной, т.е. месяц нисан должен быть весенним. Поэтому необходимо приходить к какому-то «компромиссу» между лунным и солнечным календарем.

Раз в три года лунный год «отстает» от солнечного на целый месяц, поэтому, чтобы Песах и нисан пришлись на весну, добавляют еще один адар. Это очень схематичное объяснение, просто, чтобы представить, еврейский календарь требует отдельной большой статьи).

Но неясно, почему же, когда речь идет о бар-мицве, Рамо согласен с раби Йосефом Каро, а когда речь идет о Йорцайте, он полагает, что лучше устрожить закон и сделать Йорцайт дважды?

Да и, в принципе, в чем разногласие между Рамо и раби Йосефом Каро?

Почему они расходятся во мнениях?

Вопрос в том, какой именно адар является обычным адаром — тот, который после швата, или тот, который перед нисаном?

Полного соответствия нет, ведь каждый раз в месяц адар Земля находится в иной точке относительно Солнца. Поэтому в Талмуде (Мегила 6 б) мудрецы говорят: основной адар — тот, который перед нисаном, так как избавление Пурима лучше приблизить к избавлению Песаха. Но, согласно другому мнению, лучше прочитать Мегилу раньше, в первый адар.

Можно долго приводить доказательства в пользу каждого из этих мнений, но боюсь сильно утяжелить статью. Поэтому скажем проще. Из сказанного в трактате Недарим следует, что, если по умолчанию, основной адар — это второй. А также из трактата Мегила ясно, что галаха (закон) — читать Мегилу во второй адар.

То есть по букве закона адар — это второй адар, первый лишь «коррекция».

Поэтому по букве закона все согласны с Шулхан Арухом: и бар-мицва, и Йорцайт — во втором адаре.

Мнение, приведенное Рамо, иное: основной адар — первый. По вопросу Йорцайта Рамо привел мнение одного из столпов Галахи ашкеназского еврейства. На его основе и сложился обычай, принятый в ашкеназских общинах. И, хотя по всем критериям из источников следует, что второй адар является настоящим, а первый можно было бы назвать и вторым шватом, в этом вопросе минхаг (обычай) сильнее галахи (закона).

Это может удивить, но обычаи складывались веками и поэтому имеют огромное значение.

Они сложились на глазах великих раввинов, а потому всегда требуют внимательного отношения и изучения, даже если не всегда понятны. Это один из таких случаев.

Поэтому бар-мицва празднуется во втором адаре, так сказано у Рамо (55:10), а Йорцайт делают в первом, если невозможно в оба.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.