Темы: Халаке, Воспитание детей, Изучение Торы, Рав Мендель Агранович, Хедер, Стрижка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак правильно организовать халаке (первую стрижку)? Какие есть минхагим (обычаи)? Есть ли что-то обязательное или предпочтительное, что нужно сделать? Эстер
Уважаемая Эстер!
Поздравляем Вас с днем рождения сына! Желаем Вам, чтобы он вырос настоящим богобоязненным человеком, искренне служащим Творцу, изучающим Тору и выполняющим все заповеди — в счастье и здоровье!
Теперь о Ваших вопросах.
Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)». При первой стрижке мальчику оставляют пеойс или пейсы в русском произношении — «края». С этого момента ребенок начинает носить кипу и цицит — одежду с четырьмя углами, на которых носят особые кисти (собственно цицит). Носить такие кисти на одежде с четырьмя углами заповедано Торой. Стригут сами или у парикмахера, существует обычай предоставлять право стрижки первых локонов какому-нибудь праведнику или старшему родственнику, папе или дедушке.
Также в день первой стрижки ребенок начинает изучать Тору, а точнее алеф-бет — алфавит, основу всех знаний. Говорят, что Виленский Гаон всю жизнь был благодарен ребе, научившему его алфавиту. Этому есть две причины. Первая — алфавит, умение читать даёт человеку возможность точно знать, что такое Тора, ему не приходится полагаться на чьи-то, может быть, ошибочные, трактовки. Вторая: алфавит — основа всех будущих знаний. Поэтому очень важно, чтобы ребенок получил от первого знакомства с Торой приятные впечатления и ассоциации.
Обычай еврейского народа здесь, в Израиле таков: буквы алеф, мэм и тав мажут мёдом и дают ребенку слизать мёд с буквы, после того, как он правильно повторит звук, обозначаемый этой буквой, за ребе. После этого «проходят» весь алфавит с ребе. Умелые ребе могут разыграть ребенка так, что даже в новой обстановке он повторяет с радостью и воспринимает это как игру. Если ребенок стесняется, ничего страшного, это не значит, что он, не дай Б-г, не воспринимает слова Торы, просто он ещё маленький.
Также принято давать ребёнку медовый пирог и варёное яйцо. Есть ребе, преподаватели начальных классов, которые организуют эту процедуру для детей. Обычно Вы можете узнать о них у подруг и знакомых. Есть специальные предложения — когда ребенку дают пирог и яйцо, произносят стихи из книг пророков. Пирог — тоже для того, чтобы знакомство с Торой было приятным, а яйцо — символ бесконечности Торы (как и всякая поверхность, не имеющая начала и конца).
У некоторых принято нести ребенка к ребе завернутым в талес, дабы он не видел ничего нечистого в этот столь важный день первого прикосновения к Торе. И хотя в наше время дети видят много всего до своего третьего дня рождения, все-таки обычай остался.
Подытожим. Вы находите ребе, печёте пирог, приносите мёд и варёное яйцо, подарки для ребе и его учеников, заворачиваете ребенка в талес… И в хейдер! Потом к раввинам — состричь первые локоны, а потом — к парикмахеру. Локоны можете сохранить на память, но это на Ваше усмотрение. Мазаль Тов!
С уважением, Мендель Агранович
Рав Реувен Куклин
почему мальчикам не стригут волосы до трех лет
Гади Поллак
Илья Долгопольский
В еврейской традиции существует обычай, по которому мальчиков до трехлетнего возраста не стригут. Традиция эта восточного происхождения. Процесс первой стрижки называется « халаке », что с арабского переводится как « стрижка » (горские евреи этот процесс именуют « сер-чира », у европейских евреев он называется « опшерниш »).
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Илья Долгопольский
С этого момента ребенок начинает носить кипу и цицит — одежду с четырьмя углами, на которых носят особые кисти (собственно цицит ). Носить такие кисти на одежде с четырьмя углами заповедано Торой.
Рав Шломо Гольдман
Гади Поллак
Миша Родионов
Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)».
Александр Горев
Руководитель вечернего колеля Толдот Йешурун в Рамоте, Иерусалим. Во время внесения сына в хедер — есть традиция, что в трехлетнем возрасте в хейдер, завернутого в талит, где ребе знакомит его с еврейским алфавитом.
Браха Губерман
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.