Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно организовать сыну первую стрижку?

Темы: Халаке, Воспитание детей, Изучение Торы, Рав Мендель Агранович, Хедер, Стрижка

Отложить Отложено

Как правильно организовать халаке (первую стрижку)? Какие есть минхагим (обычаи)? Есть ли что-то обязательное или предпочтительное, что нужно сделать? Эстер

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая Эстер!

Поздравляем Вас с днем рождения сына! Желаем Вам, чтобы он вырос настоящим богобоязненным человеком, искренне служащим Творцу, изучающим Тору и выполняющим все заповеди — в счастье и здоровье!

Теперь о Ваших вопросах.

Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)». При первой стрижке мальчику оставляют пеойс или пейсы в русском произношении — «края». С этого момента ребенок начинает носить кипу и цицит — одежду с четырьмя углами, на которых носят особые кисти (собственно цицит). Носить такие кисти на одежде с четырьмя углами заповедано Торой. Стригут сами или у парикмахера, существует обычай предоставлять право стрижки первых локонов какому-нибудь праведнику или старшему родственнику, папе или дедушке.

Также в день первой стрижки ребенок начинает изучать Тору, а точнее алеф-бет — алфавит, основу всех знаний. Говорят, что Виленский Гаон всю жизнь был благодарен ребе, научившему его алфавиту. Этому есть две причины. Первая — алфавит, умение читать даёт человеку возможность точно знать, что такое Тора, ему не приходится полагаться на чьи-то, может быть, ошибочные, трактовки. Вторая: алфавит — основа всех будущих знаний. Поэтому очень важно, чтобы ребенок получил от первого знакомства с Торой приятные впечатления и ассоциации.

Обычай еврейского народа здесь, в Израиле таков: буквы алеф, мэм и тав мажут мёдом и дают ребенку слизать мёд с буквы, после того, как он правильно повторит звук, обозначаемый этой буквой, за ребе. После этого «проходят» весь алфавит с ребе. Умелые ребе могут разыграть ребенка так, что даже в новой обстановке он повторяет с радостью и воспринимает это как игру. Если ребенок стесняется, ничего страшного, это не значит, что он, не дай Б-г, не воспринимает слова Торы, просто он ещё маленький.

Также принято давать ребёнку медовый пирог и варёное яйцо. Есть ребе, преподаватели начальных классов, которые организуют эту процедуру для детей. Обычно Вы можете узнать о них у подруг и знакомых. Есть специальные предложения — когда ребенку дают пирог и яйцо, произносят стихи из книг пророков. Пирог — тоже для того, чтобы знакомство с Торой было приятным, а яйцо — символ бесконечности Торы (как и всякая поверхность, не имеющая начала и конца).

У некоторых принято нести ребенка к ребе завернутым в талес, дабы он не видел ничего нечистого в этот столь важный день первого прикосновения к Торе. И хотя в наше время дети видят много всего до своего третьего дня рождения, все-таки обычай остался.

Подытожим. Вы находите ребе, печёте пирог, приносите мёд и варёное яйцо, подарки для ребе и его учеников, заворачиваете ребенка в талес… И в хейдер! Потом к раввинам — состричь первые локоны, а потом — к парикмахеру. Локоны можете сохранить на память, но это на Ваше усмотрение. Мазаль Тов!

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме

Гади Поллак

Халакнулись и отбармицвились

Халаке

Миша Родионов

Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)».

Рав Ури Рабинович

Александр Горев

Руководитель вечернего колеля Толдот Йешурун в Рамоте, Иерусалим. Во время внесения сына в хедер — есть традиция, что в трехлетнем возрасте в хейдер, завернутого в талит, где ребе знакомит его с еврейским алфавитом.

Браха Губерман

Путешествие на Север


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.