Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нельзя хотеть материального?

Темы: Смысл жизни, Деньги, Достаток, Рав Яков Гельфман, Материальные блага

Отложить Отложено

Шалом! Объясните, пожалуйста, в чем заключается суть «жажды денег»? Получается, нельзя хотеть материального? Вопрос возник после прочтения ответа на этот вопрос. Извините за наивность, но честно — никак не могу понять: живем в материальном мире, если покупать, так надо — самые лучшие фрукты и овощи и т.д. Деньги ведь — необходимость. С ув., Юлия

Отвечает рав Яков Гельфман

Уважаемая Юлия,

Попробуем разобраться, когда материальные желания являются легитимными, а когда они проблематичны.

Вначале подчеркнем, что «переориентация» желаний от сугубо материальных к духовным, чего желает от нас Тора, не может произойти внезапно. Это происходит постепенно, если мы прилагаем усилия в нужном направлении, без лишней эйфории, когда мы глубоко анализируем свою сущность и открываем в себе ранее неведомые пласты.

Поэтому найти ответ на Ваш вопрос очень важно, чтобы правильно, а не поверхностно (и поэтому искаженно) понять слова Рамбама, о которых идет речь.

Чтобы понять, что Рамбам имеет в виду, говоря о раскаянии в «жажде денег», следует сначала понять, чего он в виду не имеет.

Об этом ясно пишет раби Моше Хаим Луццатто в своей книге Путь Праведных.

Большая ошибка, говорит Рав Луццатто, думать, будто Тора призывает к самоуничижению и тому подобным вещам. В чем же проблема?

Одной фразой это можно выразить так: «Проблема в том, что человек средство превращает в цель».

Например, каждому понятно, что пища — это средство для поддержания жизни. И Тот, Кто сотворил мир (благословенно имя Его), позаботился о том, чтобы она была разнообразна и обладала великолепным вкусом. Но сказать, что человек живет, для того, чтобы есть?..

И так же обстоит дело со всеми остальными потребностями. Нельзя их превращать в идолы, то есть делать из потребности самостоятельную ценность.

Смысл жизни человека намного выше, и жаль растрачивать свои усилия и чаяния на временные и ненадежные удовольствия этой жизни. Правильно — пользоваться благами этой жизни как одним из источников сил, душевных и материальных, для постижения настоящего и вечного.

Но человек создан так: если он получает удовольствие от чего-либо, ему свойственно стремиться к этому вне всякой меры, часто причиняя самому себе вред (например, чревоугодие, наркотики и т.д.). Это наше свойство делает возможной свободу выбора. Задача человека — направить свои устремления на самосовершенствование. Тогда другие желания займут подобающее им место и не будут отвлекать от достижения главной цели.

Вот это и значит — раскаяться в жажде денег. Деньги нужны, но жаль тратить наши мыслительные и другие ресурсы на их приобретение только для того, чтобы было хорошо на душе от обладания ими.

Знаменитый Хафец Хаим приводит такой пример. Человек, который жил в хорошем доме, с дорогой мебелью (которую изредка менял для разнообразия), короче говоря, ни в чем себе не отказывал, когда оставит тело в земле и окажется наедине с душой, придет в отчаяние, поняв, что растратил жизнь на «несколько конфеток». А имел возможность подняться на невообразимые высоты!

Желаю успехов — материальных — ради достижения духовных, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.