Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вот говорится, высший смысл — уподобиться Творцу. Но как воспринимать жестокость в Писании?..

Темы: Милосердие, Бней Ноах, Рав Эльяким Залкинд, Зло, Качества Творца, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Вот говорится, что высший смысл — уподобиться Творцу. Что есть инструкция — Священное Писание. Но есть вещи в Священном Писании, которые (по крайней мере, на первый — возможно, обывательский — взгляд) трудно понять. Например, по указанию Б-га: «И взяли в плен сыны Израиля жен Мидьяна и детей их, и весь их скот, и все стада их, и все имущество их взяли в добычу. И все города их в местах поселения их, и все станы их сожгли огнем» (В пустыне 31, 9-10). И таких эпизодов много. Как воспринимать такую жестокость и такие эпизоды? Спасибо. Алексей

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Алексей,

Вы спрашиваете о Мидьяне, но почему не спросили о потопе, произошедшем много раньше и много раньше описанном в Торе? Которым было сметено с лица земли ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (за исключением одной семьи). Ведь и там были женщины и дети, города и скот. Но сама Тора говорит о причине (Берешит 6, 11-12): «И растлилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля злодеянием… ибо извратила всякая плоть свой путь на земле».

Нельзя забывать, что мы говорим о ТВОРЦЕ мира. Который создал всё. И даёт существование всему. И как Он беспредельно велик, так велики Его замысел, мудрость и провидение, заложенные в Творении.

И Он, заботясь о нас, дал нам правила поведения — указания, как действовать, чтобы не разрушить мир, а исправить. Эти правила — заповеди — Творец дал сначала Адаму, потом, после потопа, Ноаху (Ною) и всем народам, произошедшим от него, потом народу Израиля. Всем народам — 7 основных заповедей, евреям — 613.

Вот основные заповеди для народов (7 заповедей потомков Ноаха): 1. Запрет идолопоклонства, служения любым силам, кроме Творца. 2. Запрет произносить недостойное о Творце. 3. Запрет убийства (за исключением смертного приговора по закону). 4. Запрет разврата, определенных связей. 5. Запрет грабежа и кражи. 6. Запрет есть куски от живого животного. 7. Предписание создать справедливые суды и добиться исполнения предыдущих 6 заповедей.

Всевышний управляет миром двумя основными путями: милостью и законом (судом). И оба эти пути необходимы. Так как без закона не может существовать справедливость, истина, нравственность, любое благо. Пример пути суда — воздаяние «мера за меру». А также наказание за нарушение заповедей — законов, соблюдение которых позволяет мирозданию существовать. А пример пути милости — возможность замены наказания глубоким раскаянием. А также то, что Всевышний ожидает такого раскаяния от людей, пока мера допустимого не превышена. И многое другое. Но и путь суда, в действительности, — путь милости. Врач, когда должен оперировать больного и доставить ему боль, — наказывает или спасает? Иногда и наказание, даже смерть, может быть излечением, искуплением, и только Всевышнему известны все расчеты, истинная цена наказаний и исправлений в мире.

У мидьянитян была особая вина. Они, по совету Билама, изыскали способ нанести удар народу Израиля. По наставлению своих старейшин и судей они посылали жен и дочерей (включая дочь одного из царей Мидьяна) совращать мужчин из стана Израиля, чтобы потом привлечь их к служению своему идолу. Всё это для того, чтобы увести евреев от служения Творцу и добиться для них кары Всевышнего. И это удалось, в стане Израиля вспыхнул мор, от него умерло 24 тысячи человек. Когда происходящему был положен конец, Всевышний повелел воздать мидьянитянам за все их грехи (сколько заповедей потомков Ноаха они нарушили?). А были и прошлые грехи мидьянитян, и идолопоклонство, так что мера допустимого была превышена. К тому же они с новой силой продолжали готовить козни против евреев. Слова Всевышнего (Бемидбар 25,18): «Ибо враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли против вас в деле Пэора и в деле Козби, дочери правителя Мидьяна, сестры их, пораженной в день мора из-за Пэора». (См. подробнее в комментариях Рамбана, Кли Якар и Мальбима в конце раздела Балак и в начале раздела Пинхас). И обратите внимание: из слов Торы следует, что в этом «проекте» участвовали и моавитяне, они посылали своих дочерей (Бемидбар 25, 1; о мидьянитянах см. Бемидбар 31, 16), но спаслись от воздаяния. Почему? Одно из объяснений — ради Рут, праведницы, которая должна была родиться в этом народе более чем через двести лет (см. Раши к стиху 25, 18). Это тоже один из путей милости Всевышнего.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.