Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тридцатитрехлетнее правление Ирода принесло неисчислимые бедствия еврейскому народу

Кровавое правление

Ирод достиг своей цели: он стал царем Иудеи. Его тридцатитрехлетнее правление принесло неисчислимые бедствия еврейскому народу. Еще во время осады Иерусалима он женился на внучке Гиркана Мирьям, чтобы, якобы, по праву стать наследником дома Хашмонеев. Из всей этой семьи в живых остался лишь престарелый Гиркан, в связи с увечьем лишенный права на пост первосвященника, его дочь Александра и два ее сына, Мирьям, супруга Ирода, и ее младший брат Аристобул.

Воцарившись, Ирод — по примеру всех на свете тиранов — начал планомерно уничтожать тех, кто представлял, по его мнению, хоть какую-либо угрозу его царствованию. Он приказал убить сорок пять человек из числа иерусалимской знати и всех членов Санхедрина, которые когда-то хотели его судить.

Ирод знал, что народ ненавидит его, и не чувствовал себя уверенно на иудейском престоле, всюду подозревая измену. Многие надеялись, что освобождение придет из дома Хашмонеев, поэтому Ирод решил полностью подчинить себе оставшихся в живых Хашмонеев, а если подобный замысел не удастся — уничтожить их.

Он предложил престарелому Гиркану, которому было уже почти восемьдесят лет, возвратиться из Вавилона на родину. Напрасно представители вавилонской еврейской общины отговаривали его. Тоска по родине была сильнее рассудка и заставила Гиркана покинуть Вавилон, где он жил в покое и почете. Ирод встретил его, как любящий внук. В начале своего царствования Ирод был вынужден назначить первосвященником Аристобула, младшего брата Мирьям. Аристобул был популярен в народе, люди приветствовали его на улицах и с надеждой наблюдали, как он вел службу в Храме. Опасаясь растущей популярности Аристобула, Ирод решил уничтожить его. Во время пира в городе Йерихо Аристобула утопили в Иордане по приказу Ирода. На похоронах, обставленных с удивительной роскошью, Ирод плакал так, будто потерял любимейшего из родственников.

Остатки дома Хашмонеев

До тех пор, пока были живы потомки Хашмонеев, Ирод не имел покоя и постоянно опасался за свой трон. Многие поплатились жизнью из-за его подозрений.

Ирод боялся Гиркана, поэтому он оклеветал старика, обвинив его в предательстве, и приказал казнить. Он перестал доверять даже собственной жене Мирьям. Тиран созвал судей, и, повинуясь его воле, они приговорили ее к смерти, якобы, за попытку отравления царя. Искавшая мести Александра подняла было восстание против Ирода, но пала от рук наемных убийц. В конце концов из рода Хашмонеев в живых осталась лишь одна молодая женщина, на которой Ирод решил жениться. Но она, чтобы избежать этой участи, покончила жизнь самоубийством. Так путем убийств и террора Ирод пытался обеспечить свою безопасность.

Ирод-строитель

Ирод немало потрудился для придания Иудее нееврейского облика. На месте древнего Шомрона он выстроил новый город, назвав его Себастией в честь своего могущественного покровителя — римского императора Октавиана Августа. (Себастий — одно из имен императора). В этом городе, как и в других местах Святой Земли, были устроены амфитеатры и цирки, где гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с дикими зверями. В стране с необычайной пышностью отмечались римские праздники. Чтобы завоевать расположение многочисленных греческих общин, Ирод построил во многих городах святилища для их богов, а многим греческим городам Малой Азии и самой Греции раздал богатые дары, причем сделал все это на деньги, собранные в виде налогов с еврейского населения. Для укрепления своей власти в Иудее он возвел несколько мощных крепостей.

Двенадцать лет с неимоверной расточительностью Ирод строил город Кейсарию, по-видимому, предполагая сделать его вместо Иерусалима столицей царства. Наконец, чтобы заглушить воспоминания об убийстве мудрецов Торы и привлечь на свою сторону евреев, он решил отремонтировать и заново отстроить святой Иерусалимский Храм.

Услышав об этом замысле, евреи не поверили Ироду. Они опасались, что он хочет просто разрушить Святой Храм. Но Ирод с огромным энтузиазмом принялся за строительство. Десять тысяч строителей участвовали в этом грандиозном проекте, и через полтора года здание было закончено. Оно во много раз превосходило роскошью скромное сооружение, воздвигнутое вернувшимися из Вавилона изгнанниками. Ирод стремился вести строительство Храма в соответствии с предписаниями алахи, однако он глубоко оскорбил чувства верующего народа. Желая еще раз доказать свою преданность римлянам, он приказал прикрепить над воротами Храма золотого орла — символ Римской империи.

Последние дни Ирода

Обладая недюжинными политическими и военными способностями, а также покровительством императора Августа, Ирод стал одним из виднейших вельмож Римской империи. Но проклятие, тяготевшее над ним из-за совершенных убийств, преследовало его до самой смерти.

От Мирьям у него было два сына — Александр и Аристобул. Он любил их гораздо больше, чем детей от второго брака. Сожалея об убийстве своей жены Мирьям, Ирод решил просить императора Августа, чтобы престол в Иудее перешел к сыновьям Мирьям, а не к Антипатру, его старшему сыну от второго брака. Сыновей Мирьям он отправил в Рим, чтобы они воспитывались там вместе с детьми римской аристократии. Через пять лет наследники вернулись в Иудею. Александр и Аристобул были популярны в народе, который видел в них потомков Хашмонеев. Однако Антипатр оклеветал сыновей Мирьям. Провокаторы передали Ироду письменные доказательства, подтверждающие, якобы, что Александр и Аристобул хотели отравить своего отца. В страшном гневе Ирод приказал судить их и, несмотря на заступничество еврейской аристократии, наследников престола приговорили к смерти. В 3743 году (17 год до н.э.) оба сына Мирьям из дома Хашмонеев были казнены по приказу царя. Антипатр готовился теперь наследовать престол, но ему не хотелось ждать смерти отца, и он решил отравить его. Однако во время пребывания Антипатра в Риме замыслы наследника раскрылись, и по возвращении в Иудею он был арестован. За пять дней до смерти старый больной Ирод приказал убить и этого своего сына. Но и это преступление не осталось последним злодеянием в его жизни.

Во время болезни Ирода пронесся слух о его смерти. Группа прушим немедленно устремилась к Храму и сорвала ненавистного римского орла. Их тут же схватили и привели к умирающему Ироду. Без страха признались ревнители Всевышнего в том, что выполнили заповедь Торы, запрещающую изготовлять кумиры. И даже если им грозит смерть, они готовы умереть, но не нарушить заповедь. Тиран приказал сжечь зачинщиков, а остальных убить. Болезнь царя прогрессировала, и в 3756 году (4 год до н.э.) он умер в жестоких мучениях.

Рассказывают, что этот злодей, повинный в смерти тысяч людей, незадолго до своей кончины призвал во дворец самых уважаемых мудрецов Иерусалима и приказал убить их после того, как он умрет, чтобы повергнуть всю страну в глубокий траур. Но Всевышний хранил мужей Торы, и ужасное поручение не было исполнено.

В предсмертном завещании Ирод поделил царство между тремя сыновьями: Архелаю он оставил власть в Иудее и трон царя, Антипу передал в управление Галилею и Заиорданье, Филипп унаследовал Башан и его окрестности. Ирод оставил многочисленные дары императору Августу, прося того утвердить это завещание.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…