Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Встреча Яакова с Эсавом похожа на встречу Яакова с Йосефом. О чем это говорит?

Темы: Йосеф, Ваехи, Ваишлах, Галут, Храм, Ваигаш, Яаков, Разрушение Храма, Эсав, Шма Исраэль, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Во встречах праотца Яакова и его сына Йосефа в главе Вайигаш и, затем, в главе Вайехи есть общее со встречей Яакова с его братом Эйсавом в главе Вайишлах. Эйсав упал на шею Яакова и плакал, и то же сделал Йосеф (согласно комментарию Раши). Всевышний сделал шею Яакова твердой, как мрамор, чтобы сдержать его эмоции, вызванные неожиданной любовью брата, который в действительности люто его ненавидел. И при встрече с Йосефом Яаков реагирует не эмоционально, а чтением «Шма» — выражение единства. Проявилось единство и во встрече с Эйсавом. Эйсав, показывая на детей Яакова, спрашивает: «Кто они?» И то же спрашивает Яаков, показывая на детей Йосефа. Что из всего этого можно выучить? Спасибо. Йеуда

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Йеуда!

Вы очень хорошо заметили, что рассказы Торы об этих событиях — похожи, поэтому возможна связь между событиями.

В той же главе Вайигаш плачут еще два раза: Йосеф — на шее Биньямина, а Биньямин — на шее Йосефа (Берешит 45,14). Раши приводит слова Талмуда и Мидраша о том, что Йосеф плакал о двух Храмах (Первом и Втором), которые будут разрушены в наделе Биньямина, а Биньямин — о разрушении переносного Храма (Скинии) в наделе Йосефа, в Шило (поскольку слово «шея» в Писании — в Песни Песней 4,4; 7,5 и других местах — «намек» на Храм, см. трактат Брахот 30а, книгу Зоар, гл. Вайигаш 209 б).

Исходя из этого, можно увидеть «намек» и в том, что Эйсав «пал» на шею Яакова, — потомки Эйсава нападут на потомков Яакова и разрушат Второй Храм. (Слово «шея» употреблено здесь в единственном числе, а в описании плача Йосефа — во множественном: ведь разрушены будут два Храма…) И, действительно, об этом говорит книга Зоар, глава Вайишлах, 171 б.

Возможно, Йосеф при встрече с отцом плакал и о страданиях отца в разлуке с ним — в прошлом, и о будущих страданиях и разрушениях в еврейском народе, семье Яакова. (Здесь слово «шея» — во множественном числе и упомянуто два раза. Может быть, здесь есть намек и на то, что Яаков утратил пророчество — от горя потери сына. Утрата пророчества подобна отдалению Шхины — Б-жественного присутствия — от Храма. И намек на будущее разрушение Храмов и все предстоящие еще периоды отдаления Творца). Яаков же читал Шма Исраэль, «возводя» все прошлые страдания и все будущие разрушения и потери (он их уже видел, ведь пророчество вернулось к нему) — к единству Всевышнего. Видя, что, как в истории Йосефа Провидение Всевышнего раскрылось во благо и спасение, так раскроется оно и во всех будущих событиях, когда придет тому время.

О вопросе «Кто эти?» Эти слова Яакова (Вайехи 48, 8) объясняет Раши: Яаков увидел, как выйдут из Эфраима и Менаше — Йеровам, Ахав и Йеу с сыновьями, недостойные благословения (графическая форма слова «эти» — אלה — намек на их служение идолам). И Эйсав, увидев всех, кто шел с Яаковом, заинтересовался: не найдется ли здесь кого-то, с кем можно породниться и ему (найти жену). Но, конечно, искал он не праведников, а причастных к идолопоклонству. И об этом спросил: «Кто эти?» (И при изготовлении тельца те, кто желал сойти с пути истины, восклицали: «Эти — твои божества». Сказали мудрецы, что именно тогда Всевышний постановил: евреи уйдут в изгнание, где окажутся под властью Эйсава).

О том, что Яаков при встрече с Йосефом сдержал чувства и провозгласил единство Всевышнего. Конечно, возможно, что и эти пласты заложены здесь и могут открыться с углублением понимания, но мы не беремся судить об этом и не знаем подобных комментариев (что не означает, что их нет).

Какие выводы можно сделать из этого? Наверное, немало. Каждый, кто будет размышлять об этом, приобретет то, что близко ему. И продолжит вдумываться в слова Торы и в слова мудрецов, приоткрывающие неявные связи между событиями.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Как можно изменить судьбу?

Рав Эльяким Залкинд

Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.