Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели Б-г может оставить народ Свой?

Темы: Пророчество, Яаков, Значение слов в Торе, Овадья Климовский, Союз с Б-гом

Отложить Отложено

Здравствуйте! В главе Ваеце есть такие слова, которые произнес Б-г в пророческом сне Яакову: «Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Бэрейшит 28, 15). Хотел бы спросить, неужели Б-г может оставить народ Свой, потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Ведь Б-г заключил вечный завет с Исраэлем. Заранее благодарю за ответ. Андрей, Тамбов

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Андрей!

Вы правы, союз с Б-гом нерушим, и об этом неоднократно говорится у пророков. В Торе находим это в книге Ваикра — даже в тяжелейшем изгнании, когда Всевышний гневается на Свой народ, Он не покинет его, как сказано: «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их» (Ваикра 26:44). Слова «Не оставлю, пока не сделаю» по мнению большинства комментаторов относятся к самому Яакову, и означают: Всевышний не оставит его, пока не приведет обратно в Землю Израиля и не выполнит все, что обещал Аврааму, Ицхаку и ему самому — что его потомки унаследуют эту землю и будут жить на ней в мире и безопасности. Таким образом, Яаков получил обещание, что лично его Всевышний не покинет в течение всей его жизни.

Интересно замечание Радака (раби Давида Кимхи), который именно в этом стихе усматривает обещание не покидать и всех потомков Яакова. А рав Хаим Палтиэль, один из комментаторов эпохи раннего средневековья, задал Ваш вопрос и ответил просто — бывает такое «до» (буквально там написано «до того, как Я сделаю»), которое не предполагает прекращения того действия или состояния, о котором шла речь, как например: «А милость Г-сподня до века (т.е. во веки веков) над боящимися Его…» (Тэилим, 103:17). И там, разумеется, слово «до» (עד, так на иврите звучит «навеки» — ад олам) используется не как показатель ограничения. Так и здесь: Яакову было обещано, что Всевышний никогда не покинет его и его потомков. А Сфорно напрямую связывает приведенный стих из Ваикра с нашим отрывком. Получается, что обещание не оставлять еврейский народ даже в случае, если придется его строго наказывать, было дано еще Яакову персонально.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.