Темы: Цдака, Обет, Бенцион Меламед, Обещание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, хотелось бы задать вопрос: является ли обетом (или клятвой) взятие на себя положительных («делай» — в отличие от отрицательных — «не делать чего-либо») обязательств (например, увеличение финансовой помощи кому-либо)? И в случае желания отказаться от этого нужно ли производить обряд «отказа от обета»? Большое спасибо
Шалом,
Рассмотрим здесь только вопрос об увеличении финансовой помощи. Безусловно, необходимо выполнять такое обязательство как обет, в какой бы форме Вы его ни приняли: вслух, указав, что принимаете его в качестве обета; просто взяли на себя обязательство, не упоминая слова «обет»; просто подумали о том, что хотите оказать материальную помощь другому человеку, и при этом не произнесли вслух бли нэдэр («без обета»).
Не следует искать возможности освободиться от обета дать цдаку (пожертвование). Однако если по различным причинам человеку становится сложно исполнить этот обет, можно снять его («разрешить»), обратившись к компетентному раввину. Основанием для такого обращения могут послужить финансовые сложности, болезнь, необходимость сохранить мир в семье или просто желание помочь другому человеку.
Некоторые раввины полагаются на Кол Нидрэй — «разрешение обетов», которое каждый из нас читает накануне Рош а-Шана (Новолетия). В нём мы заранее аннулируем все обеты, которые, возможно, дадим в будущем году. Таким образом, по их мнению, нет необходимости аннулировать каждый обет в отдельности. Однако традиция всё же — придерживаться более строгого «варианта» закона и аннулировать обет, обращаясь к раввину.
С уважением Бен-Цион Меламед
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Яков Шуб
От какой женщины можно породить чужих детей?
Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»
Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Матот»
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже
Рав Бенцион Меламед
В нашем городе на улицах много пьяных, со стороны которых возможна агрессия...
Рав Бенцион Меламед
Как выполнить заповеди "Помни, что сделал тебе Амалек" и "Сотри память об Амалеке под небесами"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.