Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ПРАЗДНОВАТЬ субботу и пребывать в ПОКОЕ? Ведь празднование и покой мало совместимы?

Темы: Суббота, Раби Акива, Моше Абрамович

Отложить Отложено

Уважаемый рав, в Торе заповедано ПРАЗДНОВАТЬ субботу. Что означает это слово в точном переводе? Есть ли у него другие, может быть, похожие значения? И что значит соблюдать ПОКОЙ? Ведь в каком-то смысле празднование и покой мало совместимы. Я понимаю субботу как день, когда нельзя работать и делать дела, дающие какой-то результат. Но можно ли сюда отнести прогулку, поездку за город, посещение кино, ресторана или какие-либо развлечения? Не является ли все это именно празднованием субботы и отделением ее от будней? Спасибо. К.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемый К.!

Из Вашего вопроса видно, что Вы и сами чувствуете, что Суббота это не выходной день, не день развлечений и активного отдыха.

Одна из десяти заповедей на скрижалях, полученных на горе Синай, содержит указание Всевышнего помнить день субботний и освящать его. Как освящать? Там же на скрижалях — шесть дней работай («занимайся ремеслом»), но не в седьмой субботний день, поскольку за шесть дней Всевышний сотворил небо и землю и отдыхал в седьмой день, и благословил его, и освятил его. Поэтому не только ремесло запрещено, но и поведение в этот день должно быть особенным, непохожим на поведение в будние дни. Мы как бы выделяем этот особенный день из дней недели, а в отделении — святость.

В чём же «особость» субботы? Похожий вопрос задал римский вельможа Турнус Руфус раби Акиве — откуда вы знаете, что ваш «субботний день» — это суббота? Может, вы сбились со счёта? На это раби Акива привёл ему три доказательства, что суббота это особое творение Всевышнего и ошибиться невозможно: река Самбатьон докажет — шесть дней недели она бурлит, а в субботу спокойна. Вызывающие духов не устраивают «сеансов» в субботу, поскольку духи не являются в субботу. И ещё сказал ему рабби Акива: могила твоего отца докажет, поскольку во все дни дым поднимается от могилы отца твоего, т.к. он мучается в Геиноме (аду), а в субботу дым не идёт, так как в этот день и грешники в Геиноме отдыхают.

Как же соблюдение субботы, которое со стороны кажется таким скучным, превращается в праздник? В Талмуде сказано: Суббота — одна шестидесятая часть Будущего мира. И каждый чувствует это — кто больше, кто меньше. Рассказывают о гениальном раби Исраэле из Ружина: когда он был подростком и учился в хедере, услышал от ребе закон, как поступать, если люди идут по пустыне, сбились со счета дней и не знают, когда наступит суббота. Когда ребе закончил урок, Раби Исраэль спросил его: если они идут по пустыне, то, конечно, у них есть вода; как же они не знают, когда наступит суббота — ведь в субботу вода другая?!

Подготовка к субботе выглядит как поспешные ходы шахматиста в глубоком цейтноте: дом, одежда, еда на три трапезы, мужчины убегают в синагогу, жена не успевает пораньше зажечь свечи… И вдруг всё останавливается — муж чинно возвращается в сопровождении сыновей и двух ангелов, как мы знаем, и добрый ангел благословляет дом, готовый к субботе, а недобрый ангел вынужден ответить «Амен». И муж прославляет жену словами царя Шломо (Соломона) — Суббота входит в дом.

И там где нет места нарушению законов субботы — происходит действительно непредставимое совмещение покоя и праздника.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.